Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Рельефное рисование

уч. предмет в школе слепых, соответствующий рисованию в массовой школе. Содержанием P.p. Как учебного предмета является обучение учащихся чтению рельефных рисунков и их изображению с помощью чертежных приборов для слепых

Р. р. изучается в I—V кл. Программа курса Р. р. строится на основе программы по рисованию для массовой школы, но с учетом специфических особенностей познавательной деятельности слепых детей и процесса их обучения. Р. р. как специальный учебный предмет введено впервые в советской школе слепых с 1956 г.

Преподавание P.p. Основано на данных научных исследований, показывающих широкие возможности развития у слепых детей восприятия форм и размеров предметов, формирования у них пространственных представлений, в том числе и элементов перспективы. Это позволяет обучать учащихся школы слепых восприятию не только предметов, но изображений их на рельефных рисунках, а также выполнению рельефных рисунков (исследования советских тифлопедагогов М. И. Земцовой, В. С. Сверлова, Г. Н. Роганова и др.). Ценный опыт преподавания Р. р. и применения различных видов рельефных рисунков накоплен учителями школ слепых — Московской (Н. А. Семевский, О. И. Егорова), Костромской (Л. К- Тихомирова и др.).

На уроках Р. р. у учеников формируется умение осязательного обследования натуры, поэтому большое внимание уделяется восприятию натуральных предметов, скульптурных изображений, макетов, чучел и т. п. У уч-ся вырабатывается навык самостоятельного пользования чертежными приборами, с помощью которых выполняются рельефные рисунки. В курсе Р. р. введено моделирование с помощью наборов фигур из пластилина или пласт-компа. Такое моделирование предшествует самостоятельному рисованию рельефом на приборе. Учитель дает словесное описание плоских рисунков и картин. Для контроля за правильностью формирующихся у слепых детей представлений даются задания по вылепливанию из пластилина предметов, изображение которых воспринимается на рельефных рисунках.

Р. р. — одно из средств художественного воспитания учащихся школ слепых и важное средство их сенсорного воспитания. Преподавание этого предмета расширяет возможности наглядного обучения слепых детей, обогащает запас их представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: