Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Рельефное черчение

учебный предмет в школе слепых, соответствующий черчению в массовых школах. Содержанием Р. ч. как учебного предмета является обучение учащихся чтению и выполнению рельефных чертежей с помощью чертежных приборов для слепых.

Р. ч. изучается в VI—XII классах. Программа курса строится на основе программы по черчению для массовой школы, но с учетом специфических особенностей познавательной деятельности слепых детей и процесса их обучения. Попытки введения Р. ч. как отдельного учебного предмета делались в школах слепых некоторых стран еще в XIX в., однако они заканчивались неудачами.

В СССР Р. ч. было включено в уч. План школ слепых в 40-х годах, когда советскими тифлопедагогами были созданы приборы для выполнения рельефных чертежей и накоплен достаточный опыт обучения.

При обучении Р. ч. используются знания и умения, полученные учащимися в курсе рельефного рисования. При обучении чтению рельефных геометрических чертежей применяется осязательное обследование специально изготовляемых геометрических» фигур и тел. Овладевая элементами технического рельефного черчения, учащиеся осязательно обследуют изображенные на рельефных чертежах детали, вылепливают из пластилина макеты этих деталей по чертежу и выполняют рельефные чертежи по деталям. Рельефные чертежи строятся по методу ортогональных проекций. По сравнению с плоским рельефный чертеж разгружается от многих вспомогательных линий, в нем сокращено количество типов применяемых линий, введены некоторые новые условные обозначения. Слепым учащимся старших классов дается понятие об аксонометрических проекциях. Умение читать и выполнять рельефные чертежи применяется при изучении геометрии, физики и других общеобразовательных предметов, а также при трудовом и профессиональном обучении.

Р. ч. повышает уровень наглядного обучения в школе слепых, способствует уточнению и обогащению представлений учащихся о предметах и явлениях окружающего мира, является одним из средств сенсорного воспитания слепых детей.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: