Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Речевой режим в школах для глухих

совокупность единых организационных и методических требований и мероприятий, обязательных для детей, педагогов и всего обслуживающего персонала. Р. р. — одно из важнейших условий успешной работы по обучению глухих детей языку как средству общения и обучения.

Р. р. — это общение с глухими детьми и детей между собой только на основе словесной речи. Нередко в учебно-воспитательных учреждениях для глухих и слабослышащих запрещают ми-мико-жестикуляторную речь. Это неправильно. Нельзя запрещать пользоваться жестовой речью, пока дети, живущие в коллективе, не имеют других, более совершенных средств общения. Для осуществления Р. р. необходимо не только установление определенных требований, но и создание условий для их выполнения.

Р. р. в школах и дошкольных учреждениях предусматривает в первую очередь сообщение детям речевого материала, нужного для общения, и обучение пользованию словесной речью. Это достигается путем такой организации деятельности детей, которая вызывает потребность в определенном речевом материале и постепенно расширяет общение средствами словесной речи. Наблюдения, экскурсии, практическая деятельность дают возможность детям изучать окружающую действительность, усваивать словесную речь, в которой фиксируются результаты их познания. В дальнейшем этот речевой материал используется для сообщения новых знаний. В школах и дошкольных учреждениях „обучение глухих детей языку начинается с развития разговорной речи. Постепенно дети овладевают не только диалогической, но и монологической речью.

Учитывая, что глухие дети с большим трудом пользуются устной речью, рекомендуется, общаясь с ними, прибегать также к дактильной и устно-дак-тильной (т. е. Одновременно устной и дактильной) речи.

Правильно организованный Р. р. органически входит в систему работы с глухими и слабослышащими детьми, словесная речь становится основным средством общения и обучения. Школы организуют Праздники речи, Дни речи и т. п.

Рекомендуется поощрение детей, активно пользующихся словесной речью, и порицание тех, которые нарушают Р. р.

Необходимо вовлекать самих детей в борьбу за соблюдение Р. р., организовать соревнование между классами, воспитательскими группами.

Для расширения речевого общения проводят встречи детей с их сверстниками, обладающими нормальным слухом, глухие и слабослышащие дети участвуют в походах, спортивных соревнованиях, олимпиадах школьников города, района.

Rambler's Top100
Подробная информация ГЗ- на нашем сайте.
Контактный е-mаil: