Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Реабилитация

возвращение больного к нормальной жизни и труду в пределах его психофизических возможностей. Достигается, во-первых,, путем возможного устранения или смягчения с помощью медицины физических недостатков человека; во-вторых, обучением с применением специальных учебных методов; в-третьих, профессиональной подготовкой.

Современная Р. Направлена на компенсацию функций утраченного органа чувств. Так, у лиц, лишенных слуха или зрения, следует сначала выявить остатки слуха или зрения и возможность их компенсации (слуховыми, оптическими аппаратами или посредством операции), а затем направить их в соответствующее учреждение: в школу для глухих или слабослышащих, в школу для слепых или слабовидящих и т. п. В восстановлении трудоспособности недопустимы перерывы, и все виды восстановительной работы следует проводить одновременно. Специалисты различных профилей действуют совместно и прилагают в своей области максимальные усилия к тому, чтобы как можно скорее возвратить человека к жизни в обществе и к труду.

Лицо, имеющее дефект, тоже должно активно участвовать в Р. Напр., глухому или слепому ребенку нужно знать, какая стоит перед ним задача, для чего предназначается то или иное задание и как его выполнить. Ребенку или взрослому оказывается необходимая помощь^ однако чрезмерная опека делает человека неспособным к практической самостоятельной жизни. Правильное оказание помощи повышает чувство уверенности и личной полноценности. Семья также является активным участником Р. Во время всего восстановительного периода. Родители детей, имеющих тот или иной дефект, еще в домашних условиях должны приступить к воспитанию ребенка, затем при поступлении его в школу быть в курсе всех его дел. Родителям нужно найти правильные взаимоотношения с аномальным ребенком, живущим в семье. Р. Исходит из того положения, что дефект сказывается на всей личности человека. Применение методов Р. В более раннем возрасте облегчает приобщение ребенка к нормальной среде. С раннего возраста аномального ребенка надо научить спокойно принимать свою физическую неполноценность. Тот или иной дефект часто не дает возможности человеку заняться в будущем интересующей его деятельностью. Необходимо умело переключать внимание и интересы человека, имеющего дефект, на доступную для него деятельность. В связи с этим особое значение в спец. Школах приобретает своевременное определение трудовых возможностей детей. Правильный выбор профессии, который в дальнейшем даст не только моральное удовлетворение, но и экономическую независимость,— один из важных моментов в системе реабилитации. Врачи, педагоги и воспитатели спец. Школ должны быть ознакомлены с наиболее доступными для лиц с физическими недостатками профессиями.

В настоящее время значительно расширены возможности реабилитации. Современные достижения науки и техники внесли большие изменения в существующие методы и приемы реабилитации. Так, напр., использование в школах для слепых различного рода читальных машин и в школах для глухих — приборов, преобразующих звучащую речь в оптические сигналы, позволяет повысить эффективность обуче-ния/ и компенсировать имеющиеся дефекты.

Правильно организованное воспитание и обучение детей, имеющих дефекты, позволяет им приспособиться к общественной жизни, подготовиться к физическому, психическому, социальному и экономическому выполнению тех обязанностей,, которые окажутся для них доступными.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: