Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Рассеянность

неустойчивость внимания, выражающаяся в его общей отвлекаемости или в отвлечении от каких-либо отдельных сторон предметов или явлении действительности, на которых оно должно быть сосредоточено в данный момент. Р. Может проявляться у человека в отдельных случаях или стать устойчивой чертой его личности.

Р., характеризующаяся общей отвле-каемостью, возникает вследствие слабости произвольного внимания. Физиологически при Р. Этого вида наблюдается нестойкость очага оптимальной возбудимости в коре головного мозга, что может быть связано с недостаточной активностью подкорковых систем, включая ретикулярную формацию мозга. Р. Другого вида — результат сосредоточения внимания на каком-либо объекте или деятельности. Можно думать, что ее физиологическую основу составляет стойкий очаг возбуждения в определенных системах коры головного мозга (стойкость очага возбуждения может обеспечиваться строго избирательной активацией, идущей от подкорковых образований мозга) и явление отрицательной индукции в других системах коры головного мозга.

У аномальных детей Р. Возникает как следствие недостаточно развитого внимания, поэтому чаще всего обнаруживается у умственно отсталых детей.

У детей с сенсорной недостаточностью (с нарушением слуха или зрения) работа, вызывающая повышенные требования к деятельности сохранных анализаторов (напр., зрительное восприятие речи путем чтения с губ, осязательное чтение написанного рельефным шрифтом по Брайлю и др.), приводит к утомлению, ведущему к общей отвлекаемости.

Р. у глухих и умственно отсталых детей часто возникает из-за недостаточного понимания обращенной к ним речи учителя или отсутствия интереса к выполняемой деятельности.

С проявлениями Р. У детей педагоги должны бороться, так как Р. Может стать устойчивой чертой личности ребенка, если педагог не уделяет достаточного внимания борьбе с этим явлением. Нельзя допускать переутомления детей и чрезмерного эмоционального возбуждения. Следует воспитывать у детей произвольное внимание. Необходимо выяснять причины Р. Ребенка на уроке и возможно скорее их устранять.

Rambler's Top100
виагра в Ульяновске с доставкой
Контактный е-mаil: