Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Психология специальная

раздел психологии, посвященный изучению психологических особенностей аномальных детей и подростков, дефект которых обусловлен диффузным поражением коры головного мозга (умственно отсталые), или нарушением деятельности анализаторов (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, сле-поглухие), или недоразвитием речи при сохранном слухе (алалики, афазики). Основная задача П. с. — изучение закономерностей психического развития, формирования личности у разных категорий аномальных детей под воздействием специального воспитания и обучения. Познание этих закономерностей — необходимое условие успешной коррекционно-воспитательной работы, направленной на преодоление дефекта.

Интерес к изучению особенностей аномального детства возник еще в конце XVIII в. В этот же период появились первые попытки воспитания и обучения аномальных детей. Они освещались в педагогических работах и содержали ценные психологические наблюдения. С середины XIX в. психологические особенности умственно отсталых детей и подростков начали привлекать к себе пристальное внимание врачей-психиатров и педагогов. Нарушения речи при сохранном слухе изучались врачами-невропатологами.

В начале XX в. появились дифференцированные исследования по психологии различных категорий аномальных детей. Психологические исследования содержались и в трудах педагогов-де-фектологов, посвятивших свою деятельность воспитанию и обучению аномальных детей с различными дефектами развития в специальных учреждениях, тогда еще очень малочисленных. Психология аномальных детей (специальная психология) каксамостоя-тельный раздел советской психологии начала оформляться после Великой Октябрьской социалистической революции. Развитие П. с. было вызвано потребностью в научном обосновании специальной педагогики.

Систематическая разработка проблем П. с. была начата проф. Л. С. Выготским в конце 20-х гг. в Экспериментально-дефектологическом институте (в 1944 г. преобразованном в Научно-исследовательский институт дефектологии АПН РСФСР). Там же была создана первая в мире лаборатория по изучению психологии аномальных детей, продолжающая свою работу до настоящего времени.

Психологическое изучение нормальных и аномальных детей в аспекте их развития под определяющим воздействием обучения, начатое еще Л. С. Выготским,— завоевание детской, педагогической и П. с; оно сближает эти три раздела психологической науки.

Исследованиями советских психологов и педагогов доказано, что первичный дефект вызывает многообразные и сложные вторичные изменения в психике аномального ребенка и его личности. Благодаря специальному воспитанию и обучению, у всех категорий детей компенсаторное развитие происходит за счет замещения и перестройки нарушенных функций [см. Компенсация нарушенных функций). Оно протекает тем эффективнее, чем раньше начинается специальное педагогическое воздействие, способствующее мобилизации потенциальных возможностей аномального ребенка.

Сравнительное экспериментально-психологическое изучение нормальных и аномальных детей, сопоставление особенностей психики аномальных детей на разных годах обучения дали материал, который показал, что развитие детей, страдающих определенным дефектом, протекает по общим законам, приобретающим, однако, своеобразное выражение, типичное для каждой из категорий аномальных детей.

Каждая из отраслей П. с. неизменно ведет борьбу с антинаучными буржуазными теориями, резко лимитирующими возможности развития аномальных детей, преувеличивающими роль и последствия дефекта и считающими, что задача обучения аномальных детей состоит лишь в тренировке доступных для них элементарных навыков, недооценивающими потенциальные возможности развития этих детей и стимулирующее влияние специального обучения и воспитания на формирование их личности. Структура дефекта и его последствия глубоко своеобразны у каждой из категорий аномальных детей, поэтому основные психологические проблемы, разрабатываемые каждой из отраслей П. с, различны.

Психология умственно отсталых детей. Центральная проблема психологии умственно отсталых детей — изучение характерных для детей-дебилов недостатков познавательной деятельности, лишающих их возможности обучаться в массовой школе, и выявление потенциальных возможностей их развития в условиях коррекционного обучения.

Установлено, что у умственно отсталых детей страдает психика в целом и что их неполноценность проявляется тем значительнее, чем сложнее требования, предъявляемые к их познавательной деятельности (Л. С. Выготский).

В раннем и дошкольном возрасте отмечены слабая интеллектуальная активность, недостатки чувственного познания и моторики, позднее развитие речи, своеобразие эмоционально-волевой сферы. В младшем школьном возрасте выявляется слабая способность к обучению. Восприятие окружающего замедлено и мало расчленено, резко затруднено восприятие пространственных отношений, осмысление сюжетных картин (И. М. Соловьев). Представления воспринятых объектов неточны, образы сходных предметов уподобляются и поэтому забываются (И. М. Соловьев, М. М. Нудельман). В речи отмечаются недостатки произношения, бедность словаря и грамматического строя, слабая мотивированность диалога, непоследовательность сообщений (В. Г. Петрова). Особенно сильно недоразвито мышление — умение анализировать, сравнивать и обобщать предметы, затруднено овладение грамотой, арифметикой (И. М. Соловьев). К выполнению практических, трудовых и умственных заданий эти дети приступают без предварительной ориентировки в них, целенаправленный характер их деятельности легко нарушается; наблюдаются «соскальзывания», проявляется инертность, труден переход к новому способу действия (Б. И. Пинский).

Наряду с недостатками были выявлены и потенциальные возможности их развития. В советской вспомогательной школе воспитание и обучение дебилов направлено на общее умственное развитие и на коррекцию их недостатков, вследствие этого их восприятие к среднему школьному возрасту становится более расчлененным, улучшается моторика, преодолеваются недостатки произношения, речь становится более последовательной и связной. Особенно улучшается осмысленное запоминание, развитию которого содействует модификация повторений, противопоставленная советскими психологами и педагогами механической зубрежке (Л. В. Занков). Развитие осмысленного запоминания содействует приобретению и закреплению знаний. Улучшается сравнение и обобщение предметов, появляется осмысление несложных предметных зависимостей, развивается произвольное внимание, формируется связная речь. Значительны успехи в развитии наглядно-образного мышления (Ж- И. Шиф) и в трудовой деятельности.

Развитие сложных психических процессов — общая для нормальных и аномальных детей закономерность. Однако у умственно отсталых детей обнаруживаются характерные особенности: недостаточная обобщенность и конкретность познавательных процессов, ограниченное воздействие знаний, приобретенных в словесной форме, на общий ход их умственного развития. В целом же их успехи в усвоении знаний и в умственном развитии очень значительны. В старшем школьном возрасте вспомогательная школа предъявляет все возрастающие требования к трудовой деятельности, способствующей умственному развитию и воспитанию положительных черт личности умственно отсталых подростков (Г. М. Дульнев). У них появляется интерес к труду, трудовая направленность, ответственное отношение к выполнению заданий, развивается правильная самооценка и оценка товарищей, самоконтроль, что объясняется воспитанием их относительно сохранных эмоциональных и волевых качеств. Если умственная отсталость не отягощена дополнительными недостатками, то, по данным катамнеза, окончившие вспомогательную школу активно и полноценно участвуют в трудовой деятельности. Все это подтверждает правильность защищаемого советскими психологами положения об определяющей роли обучения в развитии умственно отсталых детей.

Психология глухих детей. У глухих детей полноценны предпосылки развития, но глухота вызывает немоту и исключает нормальное речевое общение. Познавательная деятельность глухих детей и формирование их личности обладают рядом особенностей. Основные проблемы психологии глухих детей — особенности их компенсаторного развития, происходящего благодаря усвоению языка и перестройке взаимодействия сохранных анализаторов. Исследования показали, что выпадение слуха отрицательно сказывается на развитии других видов восприятия (И. М. Соловьев). Дошкольное воспитание и раннее обучение словесной речи ускоряют компенсаторный путь развития глухих детей. При этом происходит частичное замещение слухового восприятия зрительным (чтение устной речи с губ, чтение написанных и дактилируемых слов), развивается вибрационко-тактильная чувствительность, формируются речедвигательные ощущения (при овладении активной устной речью). Постепенно возникают новые формы взаимодействия анализаторов, способствующие компенсации нарушенного слуха.

Мимико-жестикуляторные средства общения, пригодные в среде глухих, не могут заменить словесной речи, усвоение которой является основой формирования словесного мышления и средством компенсации недостатков глухих.

Исследования показали, что приобщение к словесной речи доступно глухим детям с ранних лет, но ее усвоение сопряжено с большими трудностями. Закономерности и этапы овладения фонетическим, словарным и грамматическим строем языка подробно и разносторонне исследуются (Р. М. Бос-кис, Л. В. Занков, Н. Г. Морозова, Ф. Ф. Pay, Т. В. Розанова, И. М. Соловьев, Ж-И. Шиф и др.). Все особенности процессов познания, свойственные глухим детям, тщательно изучаются. Изучение того, как глухие дети овладевают дактилированием, усваивают значения слов, практические грамматические обобщения, разбираются в читаемом тексте и пользуются письменной речью, послужили основанием для многих важных методических предложений, совершенствующих обучение глухих детей речи.

Изучаются особенности наглядно-образного мышления глухих детей, пути формирования их наглядно-образной и словесной памяти и словесного мышления. Показано, что позднее развитие речи задерживает общий ход умственного развития глухих детей, а овладение словесной речью компенсирует недостатки, вызванные неполноценностью их чувственного познания, содействует формированию их мировоззрения и включению в среду слышащих. Чем раньше глухие приобщаются к речи, тем эффективнее ход их умственного развития. Исследования по психологии глухих детей имеют значение для углубленной разработки проблемы мышления и речи в общей и детской психологии.

Психология слабослышащих детей. Психологическое изучение слабослышащих детей началось в связи с разработкой психолого-педагогических принципов классификации детей с недостатками слуха. Было выдвинуто положение, что при классификации глухих детей необходимо учитывать не только сохранность слуховой функции, но и время поражения, состояние речи к этому моменту и возможность дальнейшего ее развития при использовании остатков слуха (Р. М. Боскис). Выделение особой категории аномальных детей — слабослышащих — и их деление на группы сопровождалось теоретической, разработкой проблемы влияния частичного дефекта на ход развития ребенка. Выявлены несколько иные закономерности речевого развития и развития познавательной деятельности у слабослышащих, чем у глухих детей. Психологические исследования послужили основанием для разработки путей обучения этой категории детей.

Психология слепых детей. Проблема компенсации отсутствующего зрения является центральной для психологии слепых. Т. к. компенсаторно развивающееся восприятие окружающей действительности с помощью сохранных анализаторов (прежде всего слуха и осязания) и формирующееся у слепых «чувство препятствия» не могут полностью возместить отсутствующее зрение, конкретные представления о предметах развиваются у слепых детей с трудом.

Ориентировка в пространстве, способность к передвижению затруднены. Замедленность и трудность формирования сенсорного опыта сказываются в значительных недостатках наглядно-образного мышления (М. И. Земцовц, В. С. Сверлов, Н. С. Костючек, Ю. А. Кулагин).

В дошкольном и младшем школьном возрасте отмечены трудности узнавания предметов, особенно малознакомых, своеобразие их анализа и сравнения. В целях компенсации недостатков чувственного познания в обучении слепых детей применяют разнообразные наглядные и технические средства, включая рельефное рисование, что обогащает чувственное познание. Речь и словесное мышление развиваются у слепых детей рано, как и у зрячих, и служат компенсации их дефекта. Позднее этому же содействуют чтение и письмо, которые строятся на осязательной и слуховой основе. Исследования показали, что развитие речевого мышления значительно опережает развитие чувственного познания у слепых, поэтому в начале обучения они склонны к вер-бализму и многие их знания оказываются формальными. К старшим классам благодаря применению спец. методов обучения это расхождение в значительной мере сглаживается. Выпускники школы слепых получают полноценные знания в объеме средней школы.

Психология слабовидящих начинает разрабатываться. Изучается влияние частичного дефекта на общий ход развития слабовидящего ребенка.

Психология слепоглухонемых детей. Слепоглухонемые дети могут развиваться только в условиях специального педагогического воздействия, направленного на формирование их личности в целом. Исследования показывают, что у этих детей можно сформировать чувственное познание окружающей действительности и предметов, опираясь на сохранные анализаторы (осязание, обоняние, вкус) и моторику (И. А. Соколянский, А. В. Ярмоленко, А. И. Мещеряков). В процессе воспитания у слепоглухонемых детей навыков самообслуживания формируются первоначальные способы общения с ними. На основе жестов они овладевают дактилированием, затем письменной и наконец устной речью. Многие из этих детей достигают значительного развития. В книге слепо-глухой О. И. Скороходовой (ученица И. А. Соколянского) представлены материалы самонаблюдений, характеризующие особенности развития ощущений, восприятия, памяти, представлений, мышления и личности слепоглухонемых.

Психология детей, страдающих нарушениями речи. За последние годы возросло количество исследований, посвященных изучению детей, для которых характерно недоразвитие или отсутствие речи при сохранном слухе и полноценных возможностях умственного развития. Психологические исследования (Р. Е. Левина) показали, что недоразвитие устной речи охватывает ее фонетический, лексический и грамматический строй. Выявлена связь недоразвитияречи с нарушениями чтения, письма и вторичными изменениями познавательной деятельности. Исследования сыграли существенную роль в подходе к многообразным недостаткам речи с учетом последовательности их возникновения в ходе развития детей и послужили основанием для создания коррекционных специальных методов обучения, учитывающих причины и уровни речевого недоразвития детей и направленных на развитие их познавательной деятельности. Для детей с тяжелыми расстройствами речи создана сеть логопедических пунктов и специальных школ.

Отрасли советской П. с, выявляя особенности, типичные для каждой категории обучаемых аномальных детей, изучают, как под влиянием обучения развивается аномальный ребенок и подросток, как и в какой мере благодаря спец. обучению корригируются вызванные дефектом особенности и формируются положительные стороны личности.

Исследования в области П. с. ведутся в Научно-исследовательском ин-те дефектологии АПН СССР, Научно-исследовательском ин-те психологии УССР, ин-те психологии Грузинской ССР, в педагогических ин-тах: имени В. И. Ленина (Москва), им. А. И. Герцена (Ленинград), им. А. М. Горького (Киев), а также на кафедрах психологии некоторых других пед. ин-тов и университетов.

За последнее десятилетие за рубежом значительно возрос интерес к проблемам П. с., особенно к психологии умственно отсталых. Серьезные исследования ведутся в социалистических странах -г- Венгрии, ГДР, Румынии (А. и М. Рошка и сотрудники), Чехословакии и др. Во Франции разносторонне изучаются умственно отсталые подростки (Р. Заззо и его сотрудники) и глухие дети (П. Олерон и его сотрудники). В Англии изучают глубоко отсталых детей (Н. О. Коннор, Д. Тизар, А. Кларк и др.). В последние годы развернулись исследования в США (Вортис, Керк). Исследования советских психологов по П. с. вызывают живой отклик за рубежом, многие труды переведены на иностранные языки.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: