Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Психическое развитие

совершенствование психической деятельности и усложнение ее содержания на протяжении детского возраста, подчиненные общим законам развития психики нормальных детей, а также обусловленные имеющимся у ребенка дефектом.

Первичный дефект ребенка (нарушение слуха или зрения, умственная отсталость, дефекты речи и движений) вызывает многообразные и сложные вторичные изменения в его психике. Так, глухота ведет к тому, что ребенок не может овладеть словесной речью без специального обучения, но логического мышления) и черт личности. Слепота ведет к общему обеднению чувственного опыта ребенка, к задержке в формировании движений, к развитию мышления и речи без должной опоры на наглядно-действенный опыт, к своеобразию эмоционально-волевой сферы. При умственной отсталости наблюдаются трудности не только в развитии абстрактного мышления, но и всех процессов познания (в частности, задерживается формирование произвольных процессов наблюдения, запоминания, воспроизведения, внимания) и словесной речи; значительные отклонения от нормы обнаруживаются в эмоционально-волевой сфере (повышенная возбудимость или инертность, тугоподвижность и вместе с тем неустойчивость мотивов и целей деятельности) и др. Первичные нарушения нормального развития речи (при алалии, афазии, дизартрии и др.) ведут к задержке умственного развития детей. Поражения моторики ребенка (напр., при церебральных параличах) задерживают развитие предметно-действенного опыта, овладение устной и письменной речью и др.

Решающее значение для П. р. аномальных детей имеют спец. воспитание и обучение, направленные на компенсацию или коррекцию дефекта. При этом учитывается не только первичный дефект ребенка, но и его вторичные последствия. В условиях спец. воспитания и обучения корригируется весь ход П. р. аномального ребенка. Если он в раннем возрасте не получает спец. воспитания и обучения, в его П. р. нарастают отклонения от нормы. Спец. обучение и воспитание способствуют всестороннему развитию познавательных и личностных возможностей ребенка. Поэтому, чем раньше начинается спец. воспитание и обучение, тем менее выражены отрицательные особенности в его психическом развитии.

Характер П. р. аномального ребенка во многом зависит от времени возникновения первичного дефекта (до рождения, после рождения, в раннем или более позднем возрасте). Так, П. р. глухого ребенка будет протекать по-разному в зависимости от того, произошло ли нарушение слуха до овладения ребенком речью (до 1,5—2 лет) или позднее. В последнем случае особенности, обусловленные отсутствием слуха, своеобразие П. р. будут выражены меньше.

Чем старше ребенок, у которого возникает первичный дефект, тем меньше отрицательных особенностей будет в развитии его познавательной деятельности. Однако потерю зрения, слуха, двигательные параличи, наступившие в более позднем возрасте, ребенок переживает гораздо тяжелее, чем дефект, имеющийся с раннего детства. Нередко дефект, наступивший в старшем возрасте, приводит к психической травме и возникновению нежелательных особенностей личности. Бережный подход к таким детям при одновременном предъявлении достаточной требовательности, формирование у них умений, компенсирующих дефект (напр., обучение ослепших пользоваться осязанием, а оглохших — читать по губам речь говорящих), помогают устранить психическую травму и воспитать их полноценными членами общества.

П. р. ребенка с частичным дефектом (частичная потеря слуха или зрения) имеет свои особенности. Не существует прямых количественных соотношений между степенью потери слуха или зрения и своеобразием психического развития. Напр., дети с одинаковой степенью потери слуха могут иметь разное развитие речи и, как следствие, большее или меньшее своеобразие всей познавательной деятельности. Компенсаторное развитие детей со значительной потерей слуха или зрения протекает иначе, чем развитие детей с полной глухотой или слепотой. Так, несмотря на ограниченность зрения у слабовидящих детей, оно остается ведущим органом чувств, а осязание не развивается в такой степени, как у слепых. Слабослышащие же дети сохраняют способность воспринимать речь на слух, но обычно в сильно искаженном виде. Поэтому, используя пораженный слух для обучения детей правильной речи, необходимо постоянно исправлять ошибки в речи, которые часто наблюдаются у слабослышащих детей.

Советская теория П. р. аномального ребенка противостоит ложным теориям, распространенным в буржуазной психологии и педагогике. Согласно одной из этих теорий, влияние дефекта ребенка на его П. р. не может быть ни преодолено, ни уменьшено воспитательными средствами, и поэтому аномальный ребенок обречен на пожизненную инвалидность. Эта теория, несостоятельная в своей идейной основе, опровергается данными советской дефектологии и практикой обучения и воспитания аномальных детей в спец. школах, выпускающих людей, подготовленных к трудовой деятельности и общественной жизни.

Другие теории дают идеалистическое толкование основ компенсаторного П.р. аномальных детей. Они объясняют компенсаторное развитие либо перераспределением изначально данной человеку психической энергии, которая не расходуется на пораженные функции и повышает развитие сохранных функций, либо высоким психическим напряжением, обусловленным чувством собственной неполноценности. Это напряжение якобы ведет в одних случаях к психическому совершенствованию, в других — может привести к психическому заболеванию.

Советская психология и дефектология опровергают эти ложные теории, опираясь на диалектико-материалисти-ческую философию, на многие научные исследования, открывающие большие возможности П. р.. аномальных детей.

Компенсаторное П. р. аномального ребенка осуществляется за счет перестройки, замещения и в некоторых случаях восстановления нарушенных функций. При поражении одного из анализаторов (слепоте, глухоте) специальное педагогическое воздействие направляется на использование и совершенствование деятельности сохранных анализаторов (при глухоте —зрительного, двигательного, кожного; при слепоте — слухового, кожного, двигательного и др.). Кроме этого, при глухоте возникает необходимость с помощью специального обучения полностью формировать у ребенка речь и, следовательно, словесное мышление; у позднооглохших детей необходимо восстанавливать и сохранять речь, быстро теряющую внятность, и развивать ее дальше. У слепых детей речь хорошо развита и без специальных занятий, однако она может быть лишена прочных связей с наглядным опытом. Поэтому в развитии речи у слепых детей педагог заботится о формировании речевых средств, обобщающих предметы и явления по существенным признакам на основе наглядных представлений и обеспечивающих отвлечение от случайного и второстепенного. Посредством речевого общения со зрячими слепой ребенок расширяет связи с внешним миром, сильно суженные из-за отсутствия зрения, и узнает о предметном мире то, что не может непосредственно воспринять.

При специальном обучении детей с общим недоразвитием речи большое внимание уделяется обогащению предметно-действенного опыта детей и их представлений, развитию их пассивной речи, формированию правильного произношения, а затем и всех сторон активной речи и словесно-логического мышления. С детьми, страдающими расстройствами общей и речевой моторики, проводится такая же работа, как и с детьми, имеющими речевое недоразвитие, и, кроме этого, направленно формируются двигательные навыки, сначала самые простые, а затем все усложняющиеся.

Компенсаторные возможности детей, имеющих врожденное поражение мозга или перенесших мозговые заболевания, следствием чего явилась умственная отсталость, ограниченны. Однако кор-рекционно-воспитательной работой удается значительно совершенствовать их познавательную деятельность, развивая такие сложные формы психической деятельности, как произвольное и осмысленное запоминание, произвольное внимание, инициативная речь и др., формировать социальную направленность поведения детей и положительные черты характера.

В обучении аномальных детей очень важное значение имеют правильное отношение учителей к детям, не допускающее приспособления к детскому дефекту и снижения требований, а также постоянная забота о все большем совершенствовании познавательной деятельности детей, о ее преобразовании, переходе на более высокие уровни обобщения и конкретизации. В системе педагогического воздействия большая роль принадлежит воспитанию аномальных детей в духе коллективизма, с направленностью на дальнейший труд в обществе. Детям прививается оптимистическое отношение к жизни, чувство собственной полноценности и полезности для окружающих. Повседневная воспитательная работа позволяет во многом предупредить появление нежелательных черт личности у аномальных детей.

Огромная роль в компенсаторном П. р. аномального ребенка принадлежит трудовому обучению. Труд совершенствует у аномальных детей способности к познанию и действию. В труде устанавливаются коллективные отношения между детьми, что формирует положительные черты их личности. Овладение некоторыми видами труда подготавливает аномальных детей к дальнейшей общественно полезной деятельности (см. также Глухие дети, Дети с нарушениями речи, Слабослышащие дети, Слепые дети, Слабовидящие дети, Умственно отсталые дети).

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: