Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Пропедевтическое обучение

система занятий, направленных на пробуждение у уч-ся познавательного интереса и подготавливающих к изучению учебных предметов. В период П. о. школьники приобретают первоначальные, необходимые для усвоения знаний умения и элементарные навыки культуры поведения. В то же время учитель использует период П. о. для всестороннего изучения учеников и составляет их первые педагогические характеристики. Такие характеристики помогают учителю определить план коррекци-онно-воспитательной работы, которая проводится с ребенком. Особое внимание учитель обращает на желание ребенка учиться, умение самостоятельно работать, особенности произвольного внимания, речи, моторики, навыки общения с другими детьми и учителем. Занятия в этот период организуются в форме дидактических игр, прогулок и целевых экскурсий, художественного рассказывания и чтения, заучивания со слов учителя стихов и песенок, лепки, рисования, ручного труда.

В период П. о. дети постепенно начинают овладевать навыками чтения (без книги, на дидактическом материале), письма (изучение начертания букв) и счета (ознакомление с первыми математическими понятиями, с цифрами, с сущностью арифметических действий).

В то же время дети учатся выполнять правила поведения, обращаться с учебными принадлежностями, работать в классном коллективе. Выделяя детей с резкими дефектами речи или моторики, учитель совместно с логопедом, врачом и учителем физической культуры намечает план индивидуальных занятий, направленных на снижение, а когда это возможно, и преодоление дефекта, определяет пути индивидуального подхода к ребенку. В период П. о. школьный врач устанавливает необходимость проведения медикаментозного лечения детей, определяет состояние зрения, которое в нужных случаях корригируется очками, состояние слуха и дает необходимые рекомендации учителю, назначает занятия по лечебной гимнастике. Все это доводится до сведения учителя, который организует все условия для успешного обучения всех уч-ся данного класса и индивидуально для каждого ребенка. П. о. завершается неодновременно для всех детей, обучающихся в классе.

На основе учебных документов и общения с детьми учитель подводит итоги работы, планирует учебно-воспитательную работу и выделяет тех учеников, которые нуждаются еще в индивидуальных занятиях и в индивидуальном подходе к ним на уроке и при подготовке домашних заданий. Эти занятия организуются и проводятся по индивидуальным программам. Однако ребенок, работающий по индивидуальному плану, не выключается из общей работы класса, так как обычно он отстает не по всем предметам обучения. Без П. о. в.школах для умственно отсталых детей обучение невозможно. 'Не зная индивидуальных особенностей развития ребенка л его готовности к учению, нельзя обеспечить аномальному ребенку продвижение в овладении знаниями, умениями и -навыками, способствовать развитию его личности'.'.....•'

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: