Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Профессионально-трудовое обучение

система профессионально-трудовой подготовки уч-ся спец. школ. Основные задачи профессионально-трудового обучения: 1) воспитание у уч-ся коммунистического отношения к труду, умения работать в коллективе, ответственности за порученное дело, самостоятельности и т. д.; 2) профессиональная подготовка уч-ся, обеспечивающая квалификацию, необходимую для работы на производстве; 3) преодоление, коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития. В спец. школах на протяжении всего периода их существования проводилась трудовая подготовка уч-ся. Однако в дореволюционный период обучение труду в основном носило узкоремесленный характер. При этом недооценивалось значение трудового обучения в общей системе воспитания и образования детей. С момента организации советских спец. школ был взят курс на повышение уровня профессиональной подготовки аномальных детей. После постановлений ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» (1931), «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (1932) был поставлен также вопрос о соотношении общего и профессионально-трудового обучения, что нашло свое отражение в программах 1934 г. Создававшиеся в последующие годы программы по труду (1938, 1943, 1951—1955) были направлены на преодоление узкой специализации.

Задачи, сформулированные в законе «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», потребовали внесения серьезных преобразований в организацию и содержание трудовой подготовки в спец. школах. Перестройка трудового обучения в спец. школах направлена на повышение роли труда как учебного процесса, на укрепление связи труда с общим образованием, подчинение его задачам политехнического обучения. Трудовое обучение должно способствовать общему развитию школьников и расширять знания, которые они получают в процессе овладения основами наук. На уроках труда учитель обращает особое внимание на применение уч-ся теоретических знаний для решения практических задач и получение таких знаний, которые помогали бы им лучше осознать законы и явления природы.

Перестройка трудового обучения направлена также на ликвидацию ранней (с 11—12-летнего возраста) профессиональной подготовки уч-ся. Перенесение профессионально-трудовой подготовки на более поздние годы обучения позволяет уч-ся сознательно усваивать изучаемый материал, приобрести нужный уровень теоретических знаний и практических умений. Общеобразовательная политехническая подготовка является той необходимой основой, на которой можно строить профессионально-трудовое обучение на достаточно высоком уровне. В настоящее время в спец. школах значительно расширен круг изучаемых профессий, что весьма важно для включения в производственную деятельность уч-ся, лишенных слуха, зрения. Кроме изучавшегося ранее столярного, сапожного, слесарного, швейного дела во вспомог. школах, школах для глухих, корзинопле-тения и щеточного дела в школе для слепых, в последние годы введен ряд профессий, считавшихся раньше недоступными для уч-ся спец. школ, напр, профессия радиомонтажника, электромонтажника, токаря (в школах для глухих и слепых), некоторые виды строительных профессий (во вспомогательных школах, школах для глухих), чертежное дело (в школах для глухих) и др. При выборе профессии учитываются особенности развития уч-ся спец. школ, возможность организации обучения в школах, а также степень распространения вводимой профессии в районе расположения школы.

В настоящее время трудовое обучение в спец. школах складывается из трех этапов: ручной труд, общетехнический труд и профессионально- техническая подготовка. Однако при определении содержания каждого этапа учитываются особенности детей: чем сильнее отклонение в развитии аномальных школьников, тем специфичнее их профессионально-трудовая подготовка. Первый этап трудового обучения — ручной труд — начинается с приготовительного и проводится по IV кл. включительно в школах для глухих и слепых и по III кл. — во вспомогательных школах. В течение этого времени дети практически знакомятся со свойствами наиболее легких для обработки материалов, с применением простейших инструментов, широко используемых в быту.

Содержание обучения ручному труду определяется учебными и воспитательными задачами школ и носит познавательный характер; при этом принимается во внимание возраст детей, их развитие и интересы. Программа по ручному труду предусматривает расширение и закрепление знаний, получаемых на других уроках. При определении содержания ручного труда учитывается его коррекционное значение.

Второй этап трудового обучения — общетехническая подготовка — осуществляется в V—VIII кл. школ для глухих и слепых и в IV-V кл. вспомогательных школ. На втором этапе уч-ся обучаются элементарным приемам обработки материала, получают элементарные сведения по технологии, знакомятся с различными видами труда. У уч-ся вырабатывается умение пользоваться наиболее распространенными инструментами, применять их в практической деятельности, их знакомят с простейшими способами обработки наиболее широко распространенных материалов (главным образом дерева, металла). Сообщаются элементарные сведения из области электротехники, уч-ся знакомятся с различными профессиями. В процессе трудового обучения выявляются интересы уч-ся к определенным видам труда.

Это помогает им в выборе профессии. На этом этапе школьники усваивают знания, умения и навыки, подготавливающие их к профессиональному обучению. Уроки общетехнического труда используются для дальнейшего развития познавательной деятельности уч-ся — совершенствования речи, развития восприятия, мышления, памяти, воображения. При определении содержания общетехнического труда учитываются и общеобразовательные задачи, соответствующие определенному периоду обучения.

Третий этап — профессионально-техническая подготовка осуществляется в IX—XII кл. в школах для глухих и слепых и в VI-VIII кл. вспомогательных школ. Кроме того, в школах для глухих созданы специальные профессиональные классы, где приобретают квалификацию уч-ся, окончившие восьмилетние школы и желающие работать на производстве. Задача третьего этапа — подготовка квалифицированных рабочих по определенной профессии. Уч-ся систематически изучают профессио- и. нальные приемы и способы обработки основных и вспомогательных материалов. В основу программ положено последовательное обучение важнейшим производственным операциям. После овладения несколькими операциями уч-ся дают комплексные работы. Задания составляются таким образом, чтобы характер труда был производительным: поручается изготовление полезных вещей. На третьем этапе школьники закрепляют навыки работы ручными инструментами, при этом повышаются требования в отношении точности и темпа работы. Значительное количество времени отводится на изучение технологии и ознакомление с работой на механических станках. Повышаются требования к использованию контрольно-измерительных инструментов и рабочей документации. Уч-ся знакомятся с достижениями передовой техники и производства, различными формами организации труда, начиная с организации труда в учебной мастерской и кончая изучением сложных форм организации труда в производственных коллективах.

Особое внимание уделяется выработке у уч-ся культуры труда и изучению правил техники безопасности. На занятиях по трудовому обучению применяются разнообразные методы учебной работы: рассказ, объяснение, беседа, предварительный, текущий и заключительный инструктаж, показ приемов работы, демонстрация учебных пособий, механизмов и орудий труда, экскурсии, демонстрация диапозитивов и кинофильмов и др.

На третьем этапе профессионально-трудовое обучение тесно связано с производственной практикой, которая должна расширять круг умений и знаний уч-ся и подготовить их к работе на современном производстве. Производственная практика помогает уч-ся приобрести необходимые знания и умения,- которые не всегда могут быть получены в условиях школьных мастерских. Учет знаний уч-ся на уроках труда (в условиях школьных мастерских и производства) ведется по пятибалльной системе. Учитываются не только итоги труда, но и результаты отдельных этапов. Основными критериями оценки являются количество выполненной работы, время, затраченное на выполнение, правильность применения приемов и операций, знания в области технологии и техники. В конце учебного года уч-ся профессионального и выпускного классов сдают квалификационные экзамены. Несмотря на единую систему трудового обучения, каждая спец. школа реализует ее с учетом особенностей учеников. Особенности психофизического развития разных категорий аномальных детей оказывают влияние на определение общеобразовательного, политехнического и профессионального обучения в специальных школах, а также на уровень трудовой подготовки учащихся.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: