педагогически организованная помощь молодежи в выборе профессии "в соответствии с социально-экономическими потребностями и личными- склонностями.
П. о. — сообщение молодежи знаний о разных профессиях, их особенностях, воспитание интереса к определенной профессии с учетом способностей и личных склонностей. Выбор профессии — социальный вопрос. Он обусловлен многими объективными и субъективными факторами: общественным строем, уровнем экономического и культурного развития, потребностями народного хозяйства, социальным положением и материальными условиями существования индивида, уровнем общественного и индивидуального сознания, физическими и психическими особенностями личности и т. д. Правильно выбранная профессия обеспечивает успешную деятельность, вызывает чувство удовлетворения, стимулирует развитие человека, раскрывает его творческие силы. В СССР и др. социалистических странах впервые в истории созданы предпосылки для свободного выбора профессии. Однако необходима специально организованная работа с молодежью по П. о. Этим вопросом занимается ряд научных учреждений: Ин-т производственного обучения
П. о. уч-ся спец. школ имеет свою специфику. Кроме общих задач, при выборе профиля профессионально-трудовой подготовки для уч-ся спец. школ необходимо также учитывать, что дефекты зрения, слуха и др. аномалии являются препятствием к выбору некоторых профессий. С другой стороны, надо иметь в виду корригирующее влияние того или иного вида труда на недостатки умственного и физического развития. Возникает необходимость в широком изучении различных видов труда с точки зрения его коррекцион-ного влияния на развитие уч-ся спец. школ и возможности их трудоустройства. Удачный выбор профессии для уч-ся спец. школ — чрезвычайно важный фактор их производственной и социальной полноценности.
В настоящее время разработан список рекомендуемых профессий для уч-ся спец. школ. Ниже приведен список профессий для школ глухих.
В основу рекомендуемых профессий положены специальности, предлагаемые для профессионально-технических училищ, средних общеобразовательных школ с производственным обучением и для обучения молодежи непосредственно на производстве.
В списке указывается название профессии и конкретной специальности. В некоторых случаях дается перечисление специальностей по отдельным отраслям промышленности и, наконец, указываются отдельные профессии. В основу такого деления были положены классификация и наименования, которые даются в современных тарифно-квалификационных справочниках. В списке рекомендуемых профессий указывается, для какого пола учащихся предлагается та или иная специальность, в каких классах и школах она может быть введена.
Предлагаемый список профессий не является исчерпывающим. В некоторых школах в зависимости от местных экономических условий могут быть введены другие профили трудового обучения. Кроме того, профиль обучения может быть определен характером производства, на котором имеется возможность организовать обучение или производственную практику.