Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Предметные уроки

одна из форм учебной работы в младших классах всех типов специальных школ; учебный предмет спец. школ.

Как форма учебной работы, предметные уроки предполагают практическое ознакомление с предметами и процессами окружающей действительности путем организации наблюдений демонстрируемых предметов и процессов труда, постановок опытов и практических работ в классе и живом уголке.

На предметных уроках, которые выделены в качестве самостоятельного учебного предмета в специальных школах (для детей с нарушениями слуха и зрения), уч-ся приобретают круг элементарных знаний о живой и неживой природе, труде и быте людей, у них формируются представления о природе как о едином целом. На конкретных примерах уч-ся разъясняют естественные причины тех или и них явлений природы, их взаимосвязи, подводят детей к пониманию некоторых элементарных закономерностей, что создает наиболее благоприятные условия для развития логического мышления.

Большое место на предметных уроках отводится изучению животных и растений в связи с сезонными изменениями в природе, а также деятельности людей в различные времена года.

Важное значение для воспитания у детей санитарно-гигиенических навыков, личной и общественной гигиены имеет ознакомление со строением человеческого тела и правилами гигиены.

При воспитании аномальных детей необходимо учитывать, что дефекты развития часто являются причиной образования вредных и дурных привычек. У слепых детей может образоваться дурная П. к навязчивым движениям рук, корпуса, головы, которые возникают сначала для удовлетворения потребности в движениях (из-за малой подвижности слепых детей), а затем, если не бороться с этим явлением, закрепляются как П., препятствующие выработке правильной осанки и точных движений. Отрицательные П. умственно отсталых детей часто выражаются в различных формах, напр, вырабатывается П. избегать всякой деятельности, требующей умственного напряжения, что проявляется прежде всего в отказе от какой-либо учебной деятельности. Трудности включения умственно отсталого ребенка в детский коллектив могут привести к П. кривляться, нелепым выходкам, часто приводящим к срыву школьной дисциплины.

Вредные П. аномальных детей иногда неправильна считают самостоятельными дефектами развития, особенно у умственно отсталых. Поэтому воспитателям и учителям необходимо тщательно анализировать поведение детей, выявлять отрицательные П. и постоянно бороться с этими привычками.

Преодоление отрицательных и формирование положительных П. — процесс, требующий от педагога повседневной кропотливой работы с привлечением всего классного коллектива.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: