дети, потерявшие слух, но сохранившие речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты. Степень сохранности речи у П. д. зависит от времени наступления глухоты и условий развития. Дети, оглохшие в возрасте от 3 до 5 лет, не получившие специального дошкольного воспитания, ко времени поступления в школу чаще всего сохраняют небольшой запас слов, которые обычно произносят искаженно. При более позднем возникновении глухоты дети почти полностью сохраняют речевой запас (особенно в том случае, если глухота возникает у детей, уже овладевших письмом и чтением). При специальном педагогическом воздействии речь может сохраниться полностью и при сравнительно более ранней потере слуха.
Произношение позднооглохшего ребенка во всех случаях отличается характерными особенностями: нарушением модуляции голоса, неточным артикулированием некоторых звуков, ошибками в словесном ударении и др.
Обучение позднооглохшего ребенка тем сложнее, чем больше у него нарушена речь. Основная трудность, однако, связана с ограниченной возможностью восприятия ребенком обращенной к нему речи. Поэтому первоочередной задачей коррекциопного обучения такого ребенка является развитие навыков зрительного восприятия речи — чтение с губ.
Необходимо также возможно более ранее обучение грамоте, которая является важнейшей опорой в работе по сохранению и развитию речи ребенка.
Существенный раздел специальной работы с П. д. составляют упражнения, направленные на уточнение произносительной стороны речи. При значительной потере речи П. д. нуждаются в систематическом обучении, обеспечивающем накопление словарного запаса и развитие грамматического строя речи. Такое обучение осуществляется в спец. школе.
П. д. учатся в школе для слабослышащих и позднооглохших. В зависимости от степени сохранности речи их принимают в I или во II отд. такой школы.
Обучение П. д. в школе для глухих недопустимо.
Спец. дошкольное воспитание П. д. имеет исключительно важное корригирующее значение при условии, если в спец. детском саду они выделены в особую группу, где проводится организованная работа по развитию зрительного восприятия речи, сохранению имеющегося речевого запаса и обучению грамоте.