Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Повышение квалификации учителей

система мероприятий по расширению научного, педагогического и методического кругозора работников спец. школ и усовершенствованию их практической деятельности. Формы и методы П. к. работников спец. школ разнообразны: курсы усовершенствования, семинары, научно-практические конференции, «Педагогические чтения», методические объединения, лекции и доклады, самообразование — самостоятельная в систематическая работа над научной и спец. литературой, знакомство с передовым педагогическим опытом, индивидуальные и коллективные консультации, практикумы и т. д. Центрами П. к. учителей являются ин-ты усовершенствования учителей.

Каждая группа педагогов и воспитателей спец. школ занимается по спец. программе, предусматривающей теоретические занятия и практику в лучших спец. школах.

Республиканские и областные ин-ты усовершенствования учителей организуют межобластные курсы на базе областных спец. школ для П. к. заведующих учебной частью, заместителей директоров по воспитательной работе, учителей и воспитателей. Такие курсы объединяют работников по каждому типу школ и специальностей. Занятия на межобластных курсах учителей спец. школ ведут научные сотрудники научно-исследовательских ин-тов дефектологии, дефектологических факультетов, квалифицированные учи-теля-дефектологи.

Семинары как форма повышения квалификации учителей специальных школ проводятся в виде краткосрочных совещаний по обмену опытом, напр, по коррекционной воспитательной работе, новым методам развития речи и др. В таком семинаре обычно участвуют несколько школ области или республики. Одной из форм П. к. является одно- или двухгодичный семинар в самой спец. школе, в котором изучается определенная проблема, напр, психологические особенности аномального ребенка. Учителя самостоятельно работают над литературными источниками, ведут наблюдения, обмениваются мнениями на семинарских занятиях.

Научно-практические конференции могут быть организованы как внутри одной школы для подведения итогов по разработке коллективом школы одной проблемы (напр., постановка трудового воспитания на уроках, проведение речевого режима и т. д.), так и в пределах одной или нескольких областей.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: