средство педагогического воздействия, применяемое в тех случаях, когда ребенок совершил хороший поступок, успешно выполнил задание и т. п. Основные формы поощрения в школе: одобрение, благодарность, награда. Поощрение иногда связывают с почетными и ответственными заданиями: поручением поднять флаг лагеря, рапортовать на торжественном слете учащихся и т. д. В специальных школах метод поощрения в воспитании является преобладающим, он укрепляет веру аномального школьника в свои силы. Особенно необходимо поощрять аномального ребенка даже за малейшие успехи в преодолении дефекта (в исправлении и овладении речью, движениями и т. д.); поощрение необходимо сочетать со справедливой требовательностью и индивидуальным подходом. Применяя поощрение, нужно соблюдать чувство меры, захваливание детей может привести к зазнайству. Поощрять следует не за способности, а преимущественно за добросовестный труд. В практике воспитательной работы в спец. школах применяются коллективные поощрения, напр., присуждение переходящего вымпела коллективу группы или класса, занесение на Доску почета. Такого рода поощрения присуждаются воспитателями совместно с пионерской организацией.