Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Понятие

форма отражения в человеческом сознании существенных свойств объектов материального мира. Всякое понятие тесно связано со словом или замещающим его знаковым эквивалентом (математическим, химическим, графико-техническим, картографическим и т. п.). Следует отличать от П. представления, которые также связаны со словом, но имеют наглядный характер и могут значительно отличаться у разных людей, тогда как понятия по основному содержанию одинаковы у всех людей, овладевших данным понятием. Всякое П. — результат абстракции и представляет собой итог познания.

Содержание П. характеризуется признаками, присущими объектам, относящимся к данному понятию. Содержание П. определенно, но может изменяться по мере развития познания— уточняться, конкретизироваться, углубляться.

Объем П. характеризуется совокупностью реальных или воображаемых объектов, которые относятся к данному П. (каждый объект в совокупности может быть назван данным словом, выражением). Объем П. может быть различным — от бесконечно большого количества объектов до одного (единичное П.).

Между объемом и содержанием П. существует обратное отношение: большему объему П. соответствует меньшеесодержание его (количество общих признаков объектов).

При обучении и первоначальном усвоении П. объем легче всего уточняется и выясняется посредством операции деления (классификации), когда внутри объема данного П. намечают различные возможные группы объектов (виды А для исходного понятия А). Содержание П. выясняется операцией определения (точного разъяснения), отвечающего на вопрос: «Что такое А?» или «Какие предметы, явления можно назвать А?».

Следует различать бытовые понятия, усваиваемые в основном до школы (например: мебель, кошка, дом) и научные, усваиваемые лишь в процессе обучения. Существенно отличие понятий предметных (объем состоит из отдельных реальных вещей) и непредметных (время, жизнь, число и т. д.). Различают также наглядные понятия, содержание которых более или менее адекватно выражается наглядными представлениями и может быть объяснено картинками, демонстрацией пособий и т. п.; противоположностью им являются понятия отвлеченные. Овладение последними обычно происходит труднее, поэтому при усвоении и формировании П. у детей должен соблюдаться дидактический принцип перехода от простого к сложному, формирование отвлеченных понятий на основе наглядных и предметных.

Своеобразно психологическое качество глубины понятий: напр., у опытного инженера-электрика понятие «ток» богаче всевозможными признаками и сопутствующими обобщенными представлениями, чем у школьника, прошедшего раздел «Электричество» по физике; однако основное содержание понятия о токе одинаково у обоих. Тем не менее на практике часто необходима учебная работа не только по формированию и усвоению понятий, но и по уточнению и их углублению.

Процесс формирования и углубления главных понятий различных наук и отраслей знания — задача всякой учебной работы на всех ступенях обучения. Усвоение П. — критерий успеха этой работы и критерий уровня умственного развития как отдельных детей, так и различных контин-гентов учащихся.

У детей с нарушениями анализаторов или опорно-двигателыюго аппарата, но сохранным интеллектом (слепые, глухие, страдающие церебральными параличами и т. д.) формирование и усвоение новых П. затруднено, а запас имеющихся бытовых предметных П. в разной степени сужен вследствие ограничения активности, бедности запаса наглядных представлений. У глухих детей наблюдаются трудности в овладении словесной речью, которые осложняют формирование понятий, отмечается замедленное формирование конкретных и еще в большей степени абстрактных понятий.

У слепых детей из-за сужения круга конкретных представлений абстрактные понятия часто формируются без достаточной конкретно-наглядной основы и могут носить формальный характер.

Основные пути коррекционно-вос-питательной работы по формированию и уточнению понятий состоят в обогащении запаса представлений, разнообразии упражнений и методов обучения, особенно в отношении взаимодействия различных анализаторных систем и взаимной компенсации их. Важнейшую роль играет при этом активизация всех этапов обучения и всех видов упражнений. Своеобразные линии такой активизации намечены в современных психологических исследованиях, где формирование понятий выступает как постепенное обобщение и свертывание (интериоризация) внешней активности ребенка.

Педагогические нормы активности, эмоциональности и многообразия форм упражнений сохраняют роль и для процесса формирования понятий у детей с задержками умственного развития или умственной отсталостью. Однако первостепенное значение приобретают здесь общедидактические принципы доступности и посиль-ности обучения. Умственно отсталые дети медленнее и труднее усваивают все П., а особенно отвлеченные и точные научные понятия.

Предметные, наглядные, конкретные П. сравнительно более доступны таким детям и соответственно должны быть базой для обучения и посильного развития их интеллекта.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: