Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Понимание

процесс познания, заключающийся в отражении в мозгу человека связей и отношений, существующих между предметами и явлениями окружающей действительности, одна из сторон мышления. Необходимым условием П. является наличие достаточно точных образов действительности, которые на более поздних этапах могут быть заменены схемами, чертежами, словами, символами и т. п.

Различные уровни П. зависят от того, какой сложности связи раскрываются в процессе познания. Наиболее глубокое П. — раскрытие сущности предметов и явлений, осознание внутренних, недоступных непосредственному восприятию связей.

Степень, полнота и точность П. контролируются словесными ответами, рисунками, решением задач и т. п.

У аномальных детей П. затруднено. Нарушения строения и функции коры головного мозга у умственно отсталых детей создают препятствия для аналитико-синтетической деятельности, являющейся основой П. Слабое развитие речи и словеснологического мышления затормаживает П. у детей с отсутствием или значительной недостаточностью слуха. У слепых и слабовидящих особенности П. обусловлены трудностями формирования четких и целостных образов окружающей действительности. В процессе школьного обучения и воспитания своеобразие П. аномальных детей сглаживается.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: