Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Положение о специальных дошкольных учреждениях

документ, утверждаемый органами народного просвещения, на основе которого организуются дошкольные учреждения для аномальных детей.

В Положении о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями слуха, утвержденном Министерством просвещения СССР от 31/ХП 1968 г. определяются типы и структура спец. дошкольных учреждений: детские сады с круглосуточным пребыванием, с одним выходным днем в неделю; дошкольные группы или отделения при школах-интернатах для глухих и слабослышащих детей; дошкольные детские дома.

В П. указывается на необходимость дифференцированного обучения глухих и слабослышащих: дошкольные детские дома и детские сады могут быть организованы с двумя отделениями; слабослышащие дети должны быть выделены в самостоятельные группы. Количество групп в детских садах, дошкольных детских домах и дошкольных отделениях школ-интернатов не должно превышать семи. Группы комплектуются по возрасту с учетом состояния речи детей. В спец. дошк. учр. обучаются и воспитываются дети в возрасте от 3 до 7 лет. В П. указывается наполняемость учебных и воспитательных групп для всех типов спец. дошкольных учреждений — 10—12 чел. Определяются нормы питания.

П. определяет порядок приема детей. Прием производится один раз в год — с 1 августа по 1 сентября; в первую очередь принимаются дети глухих родителей и одиноких матерей. Комплектование детских садов производится городскими отделами народного образования. Дошкольные детские дома и дошкольные группы при школах-интернатах комплектуются областными, краевыми отделами народного образования, министерствами просвещения АССР. Дети из других областей направляются по путевкам Министерства просвещения РСФСР. Не принимаются в спец. дошкольные учреждения: а) слепоглухонемые дети; б) дети, не владеющие речью, но с нормальным слухом; в) дети, страдающие органическими заболеваниями нервной системы; г) умственно отсталые дети.

Прием в школу глухих и слабослышащих воспитанников спец. дошкольных учреждений производится комиссией в составе директора школы, сурдопедагога I класса и представителя того дошкольного учреждения, где воспитывался ребенок. Комиссия проверяет речь ребенка в соответствии с требованиями программы дошкольных учреждений: навыки чтения с губ, произношение, разговорную речь.

В П. даются установки по организации руководства дошкольными учреждениями. На должность директора дошкольного детского дома и заведующего детским садом для глухих и слабослышащих детей назначаются лица, окончившие дефектологический или дошкольный ф-т пед. ин-та и имеющие стаж работы в дошкольном учреждении не менее трех лет. Руководители учреждений отвечают за охрану жизни и здоровья детей, за правильную постановку воспитательной и учебной работы, хозяйственную деятельность учреждения. Руководители спец. дошкольных учреждений являются распорядителями кредитов. На должность сурдопедагогов назначаются лица, окончившие дефектологический ф-т педагогического ин-та по дошкольной сурдопедагогике; в случае необходимости — сурдопедагоги-учителя или лица, окончившие дошкольное отделение пед. ин-та и курсы по сурдопедагогике. На должность воспитателя назначаются лица, окончившие дошкольные педагогические училища. Сурдопедагог и воспитатель осуществляют воспитание и обучение детей в соответствии с требованиями программы, несут ответственность за охрану жизни и здоровья детей. В П. установлены организация учебного дня сурдопедагога и воспитателя, а также нормы их рабочего времени: для сурдопедагога — 4 часа в день; для воспитателя детского дома и дошкольной группы школы-интерната — 5 часов; для воспитателя детского сада — 6 часов.

Воспитание и обучение глухих и слабослышащих детей в спец. дошкольных учреждениях ведется на основе программно-методических документов, утвержденных министерствами просвещения (народного образования) для учреждений этого типа.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: