Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Патофизиология нервной деятельности

одиниз разделов патологической физиологии — науки о закономерностях возникновения, развития и исхода патологических процессов. П. н. д. д. изучает общие закономерности возникновения и протекания нарушений функций нервной системы ребенка, а также этиологию и патогенез различных заболеваний нервной системы, исследование механизмов этих заболеваний, механизмов компенсации и восстановления нарушенных функций нервной системы.

П. н. д. д. — экспериментальная наука. Исследование высшей нервной деятельности детей производится с помощью различных условнорефлектор-ных методик и методики исследования некоторых безусловных рефлексов. Применяют также метод сравнительного наблюдения за возникновением и развитием нарушений функций нервной системы у детей разного возраста, электрофизиологический, биохимический, химический, бактериологический и др. лабораторные методы. Исследование можно вести непосредственно и у постели больного ребенка с применением приемов неврологического обследования, простейших условнореф-лекторных методик (с использованием аппаратуры и без нее) и некоторых психологических методик. В П. н. д. д. применяется эксперимент на животных, который позволяет моделировать нарушения отдельных функций нервной системы и изучать механизмы развития патологических процессов, различные формы нарушения функций, процессы приспособления к дефекту, компенсации и восстановления. Эксперимент на животных используется для анализа нарушений нервной деятельности, наблюдающихся при поражениях анализаторов, нейроинфек-циях и нейроинтоксикацпях и в др. случаях. Он непригоден для анализа нарушений тех проявлений нервной деятельности, которые связаны с работой второй сигнальной системы.

П. н. д. д. является частью П. высшей нервной деятельности — нового раздела П., созданного в СССР И. П. Павловым, его сотрудниками и учениками (А. Г. Ивановым-Смоленским, М. К. Петровым, Н. И. Красногорским, П. С. Ку-паловым и др.). Ее создание стало возможным благодаря методике исследования условных рефлексов — средства, которое позволило успешно вести эксперимент не только на животных, но и на людях в условиях, максимально приближенных к естественным.

К настоящему времени П. н. д. д. накоплен большой материал, характеризующий нарушения нервной деятельности при различных заболеваниях. В самых общих чертах при этом наблюдаются следующие особенности нервных процессов: те или иные нарушения замыкателыюй деятельности коры головного мозга (т. е. нарушения выработки условных связей), патологические изменения движения, взаимодействия, силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, нарушения нормальных силовых отношений (что проявляется в возникновении фазовых состояний и нарушения совместной деятельности первой и второй сигнальных систем; наблюдаются также различные вегетативные нарушения.

Одну из групп нарушений нервной деятельности составляют неврозы, в основе которых лежит перенапряжение клеток коры головного мозга, вызванное сильным переутомлением, нервным перенапряжением, каким-либо чрезвычайно сильным эмоциональным переживанием. Другую группу нарушений составляют психозы, характеризующиеся глубокими нарушениями высшей нервной деятельности, проявляющимися в расстройствах сознания и нарушениях поведения.

Нарушения высшей нервной деятельности наблюдаются при органических поражениях головного мозга: травмах, опухолях, нарушениях процессов обмена веществ в нервной ткани, врожденном недоразвитии мозга. При олигофрении, напр., наблюдается ослабление процессов возбуждения и особенно торможения, иногда патологическое преобладание одного из них, нарушения движения нервных процессов (чрезмерно широкая иррадиация — см.), полное снижение их подвижности (патологическая инертность), нарушения совместной деятельности сигнальных систем вплоть до выраженного недоразвития второй сигнальной системы при глубоких степенях олигофрении. В последнем случае — при олигофрении в степени идиотин — бывает затруднена даже выработка простых условных рефлексов.

Важный раздел П. н. д. д. — изучение нервной деятельности при дефектах анализаторов. При этом наблюдается ряд нарушений в работе рефлекторных механизмов пораженного анализатора: изменение (повышение) порогов реакций на раздражители, действующие на анализатор, изменение соотношения порогов разных видов реакций (расширение «подпорого-вого диапазона»), изменение порога болевых (оборонительных) реакций, сужение динамического диапазона чувствительности, изменение характера самих реакций, возникающих в ответ на раздражение дефектного анализатора.

При поражении центральной части анализатора раздражители, действующие на него, могут вообще не приобретать сигнального значения.Так, напр., бывает у детей с тяжелыми формами сенсорной афазии или алалии, когда различные звуки вообще не вызывают никаких ответных реакций. При поражениях анализаторов могут наблюдаться и изменения в деятельности центральной нервной системы в целом. Так, напр., при поражении зрительного анализатора наблюдаются изменения электрической активности всей коры головного мозга.

Степень нарушения нервной деятельности во всех случаях зависит от тяжести заболевания, а также от возраста ребенка.

Многие данные П. н. д. д. используются в педиатрии, невропатологии и психиатрии (анализ сущности заболеваний, разработка методов лечения и т. д.), гигиене (обоснование различных нормативов), в общей психологии и нормальной физиологии, т. к. исследование закономерностей динамики нервной деятельности в патологических условиях — это один из путей раскрытия закономерностей высшей нервной деятельности здорового ребенка.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: