Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Паралич детский церебральный

поражение двигательных систем головного мозга. Основной клинический симптом П. д. ц. с.— двигательные нарушения, обусловленные спазмом мускулатуры. П. д. ц. с. делятся на внутриутробные, природовые и послеродовые.

Причиной внутриутробных поражений головного мозга являются интоксикации, инфекции и травмы матери во время беременности. Особенно тяжелы последствия токсикоза и заболеваний в первые 3—4 месяца беременности. Природовые поражения возникают гл. обр. в результате механических травм головного мозга и нарушений мозгового кровообращения. При этом предостерегающими факторами являются недоношенность, длительные, сухие роды, стремительные роды, асфиксия плода и новорожденного. Патолого-ана-томические изменения в мозге выражаются в образовании размягчений,

Последствия детского церебрального паралича. Правосторонняя гемиплегия полостей, кист, рубцов, склеротических изменений. П. д. ц. с, вызванный внутриутробными поражениями, характеризуется пороками развития; недоразвитием коры головного мозга, дефектами ее отдельных областей, пирамидных путей, мозжечка и др.

У детей с поражениями двигательных систем головного мозга могут развиться: П. рук и ног — тетраплегия (отсутствие или ослабление движений при преобладании поражения рук), диплегия (при преобладании поражения ног), гемиплегия

П. одной половины тела, нижняя параплегия — поражение ног. Нижняя параплегия наблюдается у недоношенных детей. П. сопровождается повышением тонуса, большей частью в приводящих мышцах плеч, в сгибателях предплечий и кистей, в приводящих мышцах бедер, разгибателях голеней и в подошвенных сгибателях стоп. Произвольные движения увеличивают тонус. Поэтому при ходьбе дети перекрещивают ноги и опираются на носки. Обычно двигательные нарушения во всех конечностях осложняются псевдобульбарным синдромом.

Если в процесс вовлекаются подкорковые узлы, наблюдается повышение пластического тонуса, развиваются различные непроизвольные движения — гиперкинезы.

При П. д. ц. с. задерживается развитие двигательных функций; дети поздно начинают держать голову, поворачиваться с боку на бок, на живот, на спину, сидеть, стоять, иногда не могут научиться ходить.

Нередко П. д. ц. с. осложняется нарушениями слуха, косоглазием и другими глазодвигательными расстройствами. Наблюдаются также различные речевые нарушения, из которых наиболее часты дизартрии, затрудняются процессы усвоения чтения, письма, счета, формирования временных и пространственных представлений. В сочетании с тяжелыми двигательными нарушениями эти осложнения приводят к задержкам интеллектуального развития различной степени.

При диффузных (разлитых) корковых поражениях развивается синдром олигофрении. Несмотря на такую сложность клинической картины П. д. ц. с, это заболевание характеризуется обратным развитием симптомов — регрессом, который наблюдается на протяжении роста и развития ребенка. Если регресс симптомов своевременно направлять, учить детей правильным движениям, применять правильно построенную, основанную на анализе двигательных директив лечебную гимнастику, водолечение, длительный массаж, своевременное ортопедическое ле-

чение, можно добиться значительных сдвигов в состоянии этих детей. В развитии речи ведущую роль играет ранняя логопедическая работа. Применение по назначению врача некоторых медикаментов повышает эффективность физиотерапевтического лечения, логопедической работы и процессов обучения. При обучении детей с П. д. ц. с. необходимо учитывать все особенности дефектов их двигательной сферы, замедленность темпа двигательного ответа, затруднения в речевой моторике, гиперкинезы, делающие подчас невозможным письмо, занятия по труду.

Индивидуальный подход педагога к ребенку с учетом его возможностей, тесный контакт в работе педагогов, врачей-невропатологов, логопедов, методистов по лечебной гимнастике приводят к хорошим результатам.

В настоящее время детей с П. д. ц. с, способных в известной мере себя обслуживать, принимают в школы для детей с последствиями полиомиелита. Эти школы являются учебно-лечебными учреждениями. Опыт показывает, что правильно построенная лечебно-педагогическая работа дает возможность детям, страдающим церебральными П. при нормальном интеллекте, пройти программу массовой школы и получить профессию с учетом их двигательных возможностей.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: