нарушение чтения, обусловленное речевым расстройством. Проявляется в искажении чтения, вследствие утраты способности узнавать буквы и их сочетания, объединять их в слоги или в неумении прочесть целое слово.
Принято различать два вида П.: литеральную и вербальную. При литеральной П. возникают патологические затруднения в усвоении букв, что влечет за собой замену, перестановку или пропуск букв и слогов в читаемых словах. При вербальной П. основные трудности проявляются при чтении слов, что приводит к ошибочной замене целых слов. При этом большое значение имеет звуко-буквенная структура слова как фактор, способствующий проявлению вербальной П. Встречаются и смешанные случаи П.
П. обычно отмечается при органических заболеваниях головного мозга (опухоли, кровоизлияния и т. д.) и возникает чаще всего в качестве одного из проявлений афазии и алалии.
Для преодоления П. обычно проводятся спец. логопедические занятия, направленные на восстановление речи и включающие упражнения на развитие звуко-буквенного анализа и синтеза слов.