Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Остатки слуха у глухих

сохранившаяся возможность слухового восприятия при глухоте.

Полное отсутствие слуха, в частности отсутствие реакции на громкий голос, наблюдается редко; большинство глухих слышат громкий голос, а некоторые из них различают и звук голоса обычной разговорной громкости на небольшом расстоянии от ушной раковины. При аудиометрическом исследовании глухих детей обнаруживается, что

О. с. у них неодинаковы: одни воспринимают только самые низкие звуки, другие — кроме низких, звуки средней высоты, а некоторые слышат и высокие звуки. Что касается интенсивности воспринимаемых звуков, то вследствие высокой степени потери слуха у всех глухих им доступны ззуки лишь очень большой интенсивности (более 80—85 дб), и поэтому различие между ними в этом отношении выражено сравнительно слабо. Следовательно, возможности, которыми располагают глухие для различения звуков окружающего мира, и в частности для различения некоторых элементов речи, зависят гл. обр. от диапазона воспринимаемых частот, поэтому целесообразно классифицировать О. с. у глухих детей именно по данному признаку. По объему воспринимаемых частот глухих детей, имеющих О. с, можно разделить на четыре слуховых группы. К I группе относятся дети, воспринимающие лишь самые низкие частоты (до 250 гц) ко II группе — воспринимающие частоты до 500 гц; в III группу входят дети, воспринимающие низкие и средние частоты (до 1000 гц); в IV группу — воспринимающие широкий диапазон частот (до 2000 гц и выше).

Между частотным объемом слуха и восприятием элементов речи существует определенная зависимость. Из детей, входящих в I группу, лишь немногие реагируют на громкий голос около уха, никто их них не различает звуков речи.

Дети, отнесенные ко II группе, реагируют на громкий голос около уха, некоторые различают отдельные гласные (а, у).

Дети из III группы реагируют па голос разговорной силы, различают 3—4 гласные, многие различают отдельные знакомые слова и фразы. Большинство детей, составляющих IV группу, слышат разговорный голос не только около уха, но и на некотором расстоянии (до 2 м) от уха; эти дети различают почти все гласные, некоторые согласные, а также знакомые слова и фразы.

Наличие тех или иных О. с. дает глухим детям возможность непосредственно воспринимать некоторые звуки окружающего мира, что имеет большое значение в развитии их познавательной деятельности. Помимо возможности непосредственного восприятия достаточно интенсивных звуков, наличие О. с. помогает глухим детям овладеть словами, обозначающими звучащие предметы и звуковые явления, и правильно применять эти слова. При известных условиях, напр, при использовании звукоусиливающей аппаратуры, О. с. могут служить глухому подсобным средством к чтению с губ. Наиболее существенное значение имеют О. с. в работе над развитием у глухих произносительной стороны устной речи.

Использование и развитие остаточной слуховой функции у глухих детей составляет содержание т. н. слуховой работы в школах и дошкольных учреждениях для глухих детей. Центром этой работы в школах глухих является слуховой кабинет.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: