дети, лишившиеся зрения после рождения. Большое значение имеет время утраты зрения. Дети, потерявшие зрение в школьном или старшем дошкольном возрасте, сохраняют зрительные представления.
Утрата зрения в детском возрасте может быть вызвана заболеваниями или травматическими повреждениями организма.
К числу болезней, последствием которых является слепота, относятся следующие:
а) заболевания»р-ганов зрения (аномалии рефракции, влекущие за собой резко выраженное расстройство зрения, глаукома, помутнение роговицы, болезни сосудистого тракта, сетчатки, атрофия зрительного нерва и др.);
б) болезни центральной нервной системы (менингит, энцефалит, мепин-гоэнцефалит, опухоли мозга и др.);
в) общие заболевания организма (корь, скарлатина, дифтерия, грипп, скрофулез, туберкулез);
г) травматические повреждения периферического аппарата зрения, проводящих нервных путей, мозговых центров.
Формы слепоты различаются по этиологии, сохранности остаточного зрения, возрасту,в котором утрачено зрение, наличию дополнительных нарушений центральной нервной системы и последствий перенесенных заболеваний, травматических повреждений организма. В зависимости от наличия и остроты остаточного зрения О. д. пользуются разными способами восприятия. Остаточное зрение сохраняется в разной степени и в разных формах: светоощущение (ощущение и различение света и темноты, цвета, контуров предметов); остаточное зрение (до остроты зрения 0,04).
Остаточное зрение имеет большое значение для развития восприятия и ориентировки О. д. в пространстве. Благодаря наличию светоощущения или остаточного зрения О. д. воспринимают целый ряд световых и цветовых признаков предметов и явлений и пользуются приемами слухового, тактильного, кинестетического и зрительного анализа и синтеза.
О. д., полностью утратившие зрение, сохраняют следы прежних зрительных представлений и пользуются ими при воссоздании образа предмета или явления по словесному описанию. При этом, большое значение имеет зрительная память. Степень сохранности прежних зрительных представлений зависит от условий и содержания познавательной и трудовой деятельности ребенка, от того, какую роль играл зрительный анализатор в его индивидуальном опыте. Зрительные представления могут сохраняться в памяти О. д. очень долго, иногда на протяжении всей жизни. Угасание зрительных образов происходит постепенно и неодинаково у разных детей.
Постепенная утрата зрительных представлений не вызывает нарушений познавательной деятельности у О. д., которая осуществляется за счет использования сохранных анализаторов (слухового, кожного, двигательного и др.). Угасание зрительных образов у О. д. свидетельствует о том, что в их познавательной деятельности сложились и укрепились др. способы анализа, которые позволяют им ориентироваться, опираясь на сохранные анализаторы, при наблюдении предметов, процессов и явлений, при выполнении трудовых действий и самообслуживании. У О. д. в связи с ограничением возможности воспринимать предметы и явления внешнего мира и ориентироваться в пространстве наблюдаются вторичные отклонения в развитии движений, пространственных представлений, в формировании образного мышления. Все это затрудняет разностороннее развитие личности ослепшего ребенка.
Отклонения в развитии О. д. можно предупредить путем применения правильно организованной системы педагогического воздействия. В связи с этим необходимо сразу после утраты ребенком зрения организовать педагогические мероприятия, направленные на развитие его сохранных функций. О. д. дошкольного возраста целесообразно помещать в спец. дошкольные учреждения. Детей школьного возраста, лишившихся зрения, следует направлять в спец. школы для слепых детей.