Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Ощущения

отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений действительности, непосредственно воздействующих на рецепторы.

Ощущения — субъективный образ объективного мира, начальный источник всех наших знаний о мире. О. возникают при воздействии внешних и внутренних раздражителей и разделяются на экстероцептивные (зрительные, слуховые, кожные, вкусовые и обонятельные), интероцептивные (органические О.: жажды, сытости, голода и т. п.) ипроприоцептивные (кинестетические и статические, связанные с движением и положением тела в пространстве).

Минимальная величина интенсивности раздражителя, которая впервые вызывает О., называется абсолютным порогом.

Сразу после рождения ребенок отвечает различными реакциями на действующие раздражители. Однако более тонкая дифференцировка О. развивается лишь постепенно, процесс развития О. может быть целенаправлен. Особенно большое влияние на развитие О. оказывает трудовая деятельность.

При поражении анализаторов — зрительного, слухового и др.— может возникать частичная или полная потеря соответствующих О. Полная глухота и слепота встречаются сравнительно редко. Обычно при глухоте имеются остатки слуховых О., а при слепоте — остаточное зрение. Распространены явления слабовидения и тугоухости. Наблюдаются случаи одновременного поражения двух и более анализаторов с потерей соответствующих видов О. (напр., слепоглу-хота, глухота, сопровождаемая расстройством координации движений в связи с поражением вестибулярного аппарата, и др.).

Частичная или полная потеря О. даже одного вида, особенно таких важных, как слуховые или зрительные, влечет за собой весьма существенные изменения психического развития ребенка.

Развитие остальных сохранных анализаторов может до некоторой степени обеспечить отражение тех свойств предметов и явлений действительности, которые воспринимались утраченными анализаторами. Так, утраченное зрение может быть компенсировано развитием осязания и слуха, потеря слуха — развитием зрительных, кинестетических и вибрационных

О. Для развития компенсирующих О. организуются спец. занятия с детьми. В результате направленного развития О. аномального ребенка достигают высокой дифференцированности, значительно снижаются пороги чувствительности.

Необходимо уделять внимание также развитию остаточной или сильно сниженной чувствительности поврежденного анализатора.

Rambler's Top100
Готовые и сухие строительные смеси купить.
Контактный е-mаil: