Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Ориентировка слепых

выбор направления движения, умение разобраться в окружающей обстановке и составить по воспринимаемым признакам представление о расположении окружающих предметов.

Отсутствие зрительного восприятия действительности вызывает у слепых большие затруднения в оценке своего местонахождения и взаимного расположения окружающих предметов. Поэтому необходимо спец. обучение слепых пространственной О.

О. с— это сложная познавательная деятельность, в которой участвуют различные психические функции; узнавание, восприятие, наблюдение предметов и явлений, воспроизведение прежних представлений, мышление и др. Восприятие и наблюдение осуществляются слепыми с помощью сохранных анализаторов (слухового, кожного, двигательного, обонятельного, вестибулярного). Большое значение для О. с. имеет остаточное зрение, позволяющее воспринимать светлоты, цвета, силуэты предметов и др. Место и роль каждого анализатора при О. с. определяется внешними условиями и требованиями окружающей среды.

Способы и приемы О. постигаются слепыми детьми в процессе спец. обучения и практической деятельности; при выполнении лабораторных работ по физике, математике, черчению, географии, естествознанию, во время занятий трудом, физкультурой, при выполнении работ по самообслуживанию и бытовому труду, требующих измерений, приближенной оценки взаимного положения, размеров предметов, направлений движений, расстояний между предметами и т. п.

Обучаясь О., слепые знакомятся с предметами и явлениями окружающей жизни, формируют правильные представления о них, вырабатывают способы и приемы оценки форм, величин предметов, направлений их движения, расстояний между предметами, их взаимного расположения. Целенаправленное обучение способствует развитию у слепого ребенка чувства препятствия и приводит к значительному совершенствованию точности локализации звукового источника в пространстве {см. Звуковой маяк). Таким путем слепые овладевают умением самостоятельно ориентироваться в.пространстве.

Для облегчения О. с. применяют разнообразные тифлотехнические средства. Они облегчают получение информации из окружающего мира, позволяющей слепым самостоятельно оценивать свое местонахождение и ориентироваться в окружающем.

Советские и зарубежные ученые проводят многочисленные исследования по О. с. Наиболее ценные исследования принадлежат советскому тифлопедагогу В. С. Сверлову.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: