педагог-дефектолог, обучающий умственно отсталых детей.
О. работают в качестве учителей и воспитателей вспомогательных школ, директоров, заместителей директора по воспитательной части, заведующих уч. частью вспомогательных школ, а также инспекторов и методистов в области обучения и воспитания умственно отсталых детей.
Работа О. определяется положением о спец. школе, утвержденным министерствами просвещения, спец. про-программами, предусматривающими коммунистическое воспитание, обучение основам наук, трудовую подготовку уч-ся вспомогательных школ.
На основе всестороннего педагогического изучения, индивидуального подхода к уч-ся О. занимаются коррекцией психофизических дефектов умственно отсталых детей и обеспечивают развитие их моторики, речи, познавательной деятельности, осуществляют формирование характера и воспитывают навыки культурного поведения.
О. ведут работу с общественностью и семьями умственно отсталых детей, поддерживают связь с выпускниками школ, собирают катамнез, помогают выпускникам школ в трудоустройстве, обобщают и изучают лучший педагогический опыт.
В СССР О. получает подготовку на спец. очных и заочных дефектологических факультетах педагогических ин-тов (Москва, Ленинград.Свердловск, Иркутск, Киев, Шяуляй и др.).
Содержание, формы и сроки подготовки О. определяются государственными уч. планами, программами и инструктивными методическими указаниями Министерства высшего и среднего спец. образования СССР и министерства просвещения (народного образования) союзных республик. Уч. план подготовки О. включает историко-философские, медицинские, биологические науки, общую и свец. педагогику, общую и спец. психологию, логопедию, методики первоначального обучения и преподавания предметов, изучаемых во вспомогательных школах.
Предусматривается также широкое ознакомление студентов с работой спец. учебно-воспитательных учреждений для аномальных детей и длительная педагогическая практика во вспомогательной школе. Для педагогического совершенствования организуются курсы повышения квалификации, методические объединения, «Педагогические чтения» и др. мероприятия. О. предоставляются широкие возможности участвовать в экспериментальной, научно-исследовательской и методической работе по проблемам олигофренопедагогики. О. в СССР пользуются всеми правами, установленными для педагогов, работающих в системе учреждений министерств просвещения. Заработная плата учителей и воспитателей спец. учебно-воспитательных учреждений, для умственно отсталых детей выше окладов, установленных для педагогов, работающих с нормальными детьми.