Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Олигофрения

особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций, поражения зачатка, природовой патологии, органического плражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах пост-наталъного развития. Фактор времени поражения — один из основных для определения О., т. к. возникновение интеллектуальной недостаточности на более поздних этапах жизни, когда психические функции ребенка уже достигли определенного уровня развития, дает иную, отличающуюся от О. структуру дефекта. При О. органическая недостаточность мозга носит резидуальный непрограднэнтнын характер, и потому дети-олигофрены способны к развитию, которое подчинено общим закономерностям психического развития ребенка, но имеет, свои особенности, обусловленные типом нарушения центральной нервной системы.

Обычно при О. отмечается ряд анатомических изменений: недоразвитие мозга (недостаточное развитие извилин, уменьшение количества корковых слоев, неправильное расположение клеток по слоям, малое количество нервных клеток и т. д.) и аномалии др. характера (утолщение оболочек мозга, сращение их с мозговой тканью, гнездные пли разлитые атрофии и т. д.). В большинстве случаев наблюдается наличие остаточной гидроцефалии, вызванной нарушение нормального оттока мозговой жидкости, что приводит к расширению желудочков мозга и ставит дальнейшее развитие нервных клеток в патологические условия. Однако подобные па-тологоанатомические изменения в большинстве случаев относятся лишь к наиболее тяжелым формам О.

Обычно при О. нарушается высшая нервная деятельность, особенно подвижность нервных процессов, ослаблено активное внутреннее торможение. Нередко наблюдается значительное нарушение равновесия между раздражительными и тормозными процессами, причем в одних случаях преобладает раздражительный процесс (возбудимые олигофрены), в других процесс возбуждения оказывается ослабленным и преобладает пассивное внешнее торможение (тормозные олигофрены). Значительные нарушения подвижности нервных процессов приводят к тому, что возникшие временные связи становятся инертными и их переделка, а также и выработка новых связей затрудняется. Эта физиологическая особенность — основа косности мышления олигофренов — хорошо известна педагогам.

При О. выявляются сложные и многообразные нарушения познавательной деятельности: узость и недифференци-рованность восприятия окружающих их предметов и их пространственных отношений, неточность восприятия, уподобление сходных образов, трудность логического запоминания, воспроизведения и припоминания воспринятого и заученного. У детей-олигофренов проявляются недостатки наглядно-образного мышления и особенно резко выявляется недоразвитие словесно-логического мышления. Они упрощенно воспринимают и осмысляют сюжетные картинки. Их затрудняют сложные формы анализа и синтеза: сравнение и обобщение, установление причинно-следственной зависимости. Они упрощенно отражают действительность, в их мышлении отсутствуют сложные переходы от чувственного познания к абстрактному мышлению.

В зависимости от степени недостаточности интеллекта у детей-олигофренов различают три группы: наиболее тяжелая — идиотия, менее тяжелая — имбецильность и относительно легкая — дебильность. Это деление имеет практическое значение, так как для каждой группы детей требуются разные приемы обучения, воспитания и ухода.

При идиотии наблюдается резкое нарушение психического и физического развития, эндокринные расстройства, уродства в строении черепа и скелета. Моторика у идиотов сильно недоразвита, координация движений резко нарушена — особенно тонких движений рук. У многих идиотов отмечается расстройство стояния и ходьбы, нередко наблюдаются стереотипныернт-мические движения.

При глубоких формах идиотии развитие речи не идет дальше произнесения отдельных звуков или искаженного произнесения ограниченного числа слов. Осмысление окружающего недоступно, навыки обслуживания отсутствуют. В поведении идиотов проявляются резкие отклонения от нормы: вялость, заторможенность либо крайнее двигательное беспокойство. Они нуждаются в постоянном наблюдении и уходе и направляются в учреждения Министерства социального обеспечения.

При имбецильности в менее резкой форме, но достаточно отчетливо выявляются нарушения психического и физического развития, наблюдаются аномалии в строении черепа. Имбецилы овладевают элементами речи, но запас слов у них мал, произношение неправильно. Моторика нмбецилов характеризуется общей заторможенностью. Особенно ярко выступает недоразвитие тонких дифференцированных движений рук. Именно поэтому имбецилы почти не способны себя обслуживать. Недоразвитие моторики также одна из причин, затрудняющих овладение навыками письма. У имбецилов наблюдается тяжелое нарушение познавательной деятельности, в частности процессов анализа и синтеза, что вызывает большие затруднения при обучении их грамоте и счету. Поведение имбецилов отличается специфическими особенностями: они не сознают себя учениками, не понимают требований учителя, не реагируют на замечания, ходят по классу, едят и играют во время урока, беспри-чинно смеются и т. д. При правильном воспитании им удается привить элементарные навыки труда и самообслуживания. Однако способность самостоятельно ориентироваться в жизни у них ограниченна, они нуждаются в постоянной опеке.

Дети-дебилы, составляющие основную массу уч-ся вспомогательных школ, имеют значительно более легкую степень умственного недоразвития и незначительные отклонения в физическом развитии. Они владеют речью, двигательные нарушения у них настолько компенсируются, что не мешают в дальнейшем включаться в трудовую деятельность.

Особенность дебилов — недоразвитие мышления, однако оно выражено у них в значительно меньшей степени, чем у имбеци-лов. Дети-дебилы способны овладеть элементарными навыками письма и счета, а в дальнейшем — и всей программой вспомогательной школы. Дебилы отличаются от имбецилов и своим поведением. Они значительно быстрее начинают правильно ориентироваться в окружающей обстановке, подчиняться требованиям учителя и выполнять отдельные задания по речевой инструкции. Дети-дебилы в процессе обучения во вспомогательной школе настолько развиваются, что могут приспособиться к общественно полезной трудовой деятельности, овладеть несложной профессией и вести впоследствии самостоятельную жизнь.

Врач и педагог-дефектолог, внимательно изучающий детей-олигофренов, могут установить, что эти дети отличаются друг от друга особенностями поведения и требуют индивидуального подхода. Одни спокойны, хорошо учатся и работают в условиях вспомогательной школы, у других — недоразвитие познавательной деятельности сочетается с глубокими дефектами поведения. Некоторые дети патологически возбудимы, беспокойны, трудно организуемы, у других быстро наступает утомление, вялость. Задача педагога -*- не только обучить тех и других детей, но и организовать их поведение.

Среди детей-олигофренов встречаются и такие, у которых общее недоразвитие познавательной деятельности сочетается с тяжелыми нарушениями слухо-речевой системы, двигательными расстройствами. В таких случаях наряду с общими задачами обучения и воспитания выступает спец. задача, направленная на компенсацию дефекта.

Содержание коррекционно-воспита-тельной работы определяется каждой из форм О. Изучение катамнеза детей, окончивших вспомогательную школу, показало эффективность кор-рекционно-воспитательных и лечебных мероприятий.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: