Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Одаренные дети

дети, рано обнаруживающие способности и склонность к тому или иному виду деятельности. Одаренность — это комплекс психических свойств, которые делают человека наиболее приспособленным к выполнению определенной деятельности. В основе одаренности человека лежат свойства аналитико-синтетиче-ской деятельности его мозга, коры больших полушарий, свойств нервной системы (скорость образования и прочность временных связей, подвижность нервных процессов и пр.), а также особенности строения и функционирования тех или иных анализаторов. Однако одаренность формируется лишь в процессе овладения деятельностью и всеми богатствами общественного опыта. Многосторонний процесс формирования одаренности лишь в исключительных случаях завершается в детском возрасте. Наиболее рано проявляется обычно одаренность математическая и музыкальная, несколько позже — литературная.

Не всякое детское творчество в дошкольном и школьном возрасте (изобразительное, литературное, музыкальное, театральное, техническое) свидетельствует об одаренности ребенка. «Смысл и значение этого творчества только в том, что оно позволяет ребенку проделать тот крутой перевал в развитии творческого воображения, который дает новое и остающееся на всю жизнь направление его фантазии» (Выготский), т. е. создает предпосылки для формирования одаренности. Одаренность развивается сначала в процессе усвоения достижений человеческой культуры, а затем в творческой деятельности. Необходимым условием для развития одаренности является забота о всестороннем общем развитии детей, воспитание трудолюбия, привлечение детей к работе в различных школьных кружках, художественной самодеятельности и пр.

Поскольку одаренность — сложное сочетание различных способностей, предполагающее возможность достижения самого высокого современного уровня в какой-либо области человеческой деятельности, нельзя рассматривать наличие у ребенка со сниженным «Зителлектом отдельных способностей, таких, напр., как хороший звуковысот-ный слух, чувство ритма, тонкое цвето-различение, как одаренность или предпосылки к пей. Среди детей с сенсорными дефектами (глухих, слабослышащих, слепых и слабовидящих) при сохранном интеллекте нередко встречается О. в различных областях.

По отношению к О. д. необходим педагогически правильный подход. Создавая условия для наиболее полного развития способностей О. ребенка, не следует подчеркивать его исключительность, захваливать. Это может не только привести к зазнайству, самомнению, но и затормозить процесс развития одаренности.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: