Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Обучение и развитие аномального ребенка

одна из главных проблем дефектологии, разрабатываемая в нескольких аспектах: во-первых, учет степени или глубины дефекта и качественных особенностей аномального ребенка при построении процесса обучения; во-вторых, учет возраста детей и времени возникновения дефекта; в-третьих, определение роли обучения в процессе формирования психики.

При организации процесса обучения аномального ребенка необходимо учитывать глубину его дефекта. Напр., при выборе методов обучения для детей, имеющих нарушения зрения, важно знать остроту остаточного зрения. Это позволяет правильно решить вопрос о применении тех или других наглядных пособий (можно ли использовать остаточное зрение для восприятия рисунков, таблиц и т. д. или же целесообразнее строить обучение на осязательном восприятии объемных фигур и рельефных изображений). При слуховых поражениях важно знать степень утраты слуха для решения вопроса о применении той или другой звукоусиливающей аппаратуры в процессе обучения звуковой речи и в дальнейшем — в процессе овладения школьными предметами на слух. Степень умственной отсталости у уч-ся вспомогательных школ играет решающую роль в определении способности их к обучению.

По мере накопления знаний об аномальных детях создавались все более дифференцированные системы их обучения, которые предусматривали разные способы и методы в зависимости от глубины и характера дефектов.

Процесс дифференциации обучения аномальных детей в настоящее время еще не закончен. Современные исследования дают результаты, указывающие пути дальнейшей дифференциации спец. обучения.

При определении ребенка в то или другое учебное учреждение и при подборе для него системы и методов обучения учитывается не только количественная характеристика первичного дефекта, но и состояние зависимых от пораженного органа функций. Напр., при характеристике детей, страдающих поражением слуха, имеет ведущее значение степень снижения слухового восприятия, но еще более важным показателем оказывается состояние речи ребенка. Известно, что при хорошем владении языком глухой школьник может успешно обучаться в школе слабослышащих и даже в массовой школе, усваивая знания путем чтения с губ.

Система и метод обучения аномального ребенка разрабатываются с учетом возраста ребенка. Естественно, развитие аномального ребенка в меньшей степени зависит от возраста, чем у нормальных детей. Первичный дефект (напр., органическое поражение мозга при олигофрении) или вторичные дисфункции (недоразвитие рсч.1 при глухоте) играют более значительную, чем возрастные особенности, роль при разработке программы и методики О. аномальных детей. Но было бы ошибкой не учитывать возраст аномального ребенка. В разные возрастные периоды даже одному и тому же предмету необходимо обучать по-разному. Напр., в целях сенсомотор-ного развития слепоглухонемых детей обучают некоторым простейшим видам игры. Однако даже не обучавшегося ранее четырнадцатилетнего слепоглухонемого подростка нет необходимости в тех же целях обучать простейшим формам игры, с ним можно начинать трудовые занятия.

Важнейшее значение в проблеме обучения и развития имеет время возникновения дефекта. Учет возраста, в котором у ребенка возникло нарушение той или иной функции, часто бывает решающим в определении системы и в подборе методик обучения. Особенно это относится к детям с сенсорными нарушениями. Очень важно знать, когда ребенок потерял слух: до возникновения речи или после того, как у него развилась речь; формировать ли у него речь заново или пытатьсяее восстановить. При утрате зрения также важно определить, сохранились ли у ребенка зрительные образы и можно ли строить обучение с опорой на зрительные представления.

Развитие аномального ребенка в значительно большей степени зависит от обучения, чем у нормальных детей. Поэтому для аномального ребенка необходимо раннее и как можно более полное специально организованное педагогическое вмешательство.

Без спец. педагогического вмешательства у глухого ребенка обеднено общение с окружающими людьми, что сказывается на темпах его умственного развития; у слепых не формируется правильное соотношение между словесными знаниями и конкретными представлениями. Раннее педагогическое вмешательство предупреждает дисгармонию в формировании и развитии отдельных психических функций и сторон деятельности аномального ребенка.

При отсутствии спец. педагогического воздействия с возрастом усугубляется отличие аномального ребенка от его нормального сверстника. Спец. же обучение в раннем возрасте приближает темпы развития аномального ребенка к обычным. Напр., глухой ребенок в раннем детстве мало отличается по своему развитию от своего слышащего сверстника. Но со временем все заметнее становится отставание глухого ребенка от детей того же возраста с нормальным слухом. Это отставание удается до некоторой степени ликвидировать, если с раннего детства вести спец. работу по формированию у него словесного языка. Поражение органа чувств, речевые дефекты или др. аномалии часто могут быть причиной педагогической запущенности ребенка. Ребенок, лишенный многостороннего обучения или правильно организованной деятельности, очень медленно и дисгармонично развивается, а при сложных дефектах совсем лишается возможности умственного развития. Напр., слепоглухонемой ребенок, имеющий нормальный интеллект, без спец. обучения, лишенный нормального человеческого общения, не сможет научиться ходить, нормально есть и пить. В данном случае от педагогического вмешательства полностью зависит развитие ребенка. Для развития ребенка в процессе спец. обучения важно не только раннее педагогическое вмешательство, но и такое педагогическое воздействие, которое обусловливает наиболее полное развитие различных сторон поведения и психики.

Нормальный ребенок очень многое узнает из повседневной окружающей его жизни, которая непосредственно формирует у него многие психические функции и процессы. И даже допущенная педагогическая ошибка может быть исправлена самой жизнью. Возможности аномального ребенка в этом отношении значительно меньше. И дело тут не только в том, что, напр., слепого при помощи спец. методики необходимо научить правильно воспринимать форму, размер, расстояние, используя для этого осязание. Важно также сформировать деятельность ребенка и его взаимоотношения с окружающими людьми таким образом, чтобы в результате их осуществления формировалась полноценная человеческая личность.

Задача формирования полноценной личности предъявляет высокие требования к специально организованному процессу обучения. Оно должно быть направлено не только на преодоление частных, конкретных недостатков аномального ребенка, напр., на преодоление отставания в развитии устной речи у глухого ребенка или на преодоление ограниченности конкретных представлений у слепого, но и на общее развитие ребенка: сенсорное, эмоциональное, умственное. Разумеется, спец. и общее развитие ребенка не изолированные друг от друга процессы. Они подкрепляют и обусловливают друг друга. Напр., развитие речи у глухого ребенка, расширяя возможности общения, способствует формированию спец. мотивов и интересов.

Правильному развитию ребенка способствует определенное соотношение между его возможностями и уровнем трудности уч. материала. Если при обучении в массовой школе общее развитие школьников достигается достаточно высоким уровнем трудности, то и при обучении аномальных детей уч. материал должен обеспечивать достаточно интенсивную умственную деятельность. Слишком легкие задания, однообразные повторения гасят интерес ребенка к процессу познания. По выражению Л. С. Выготского «только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию». ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЙ

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: