подбор учебных пособий, дидактического материала, аппаратуры и др. по теме занятия для демонстрации или самостоятельной работы уч-ся.
Правильное О. у,— одно из важнейших условий эффективности преподавания. Помимо обычного О. у., доступного уч-ся спец. школ различного типа, применяется также О. у., соответствующее особенностям каждой категории аномальных детей. При этом учитываются компенсаторные возможности уч-ся. В школе для слепых применяются рельефные рисунки, чертежи, карты, глобусы, тифлографические приборы, объемные и плоские изображения предметов, а также приборы, указывающие звуковыми сигналами признаки предметов или явлений. В школе для слабовидящих особое место на уроке занимают средства оптической коррекции — лупы и т. д.
Спец. О. у. в школах для глухих составляют особые таблицы (по язы ку и арифметике), пособия и аппаратура, связанные с обучением произношению и развитием остатков слуха, звучащие игрушки, используемые для развития дыхания, логопедические зонды, приборы, преобразующие звуки в световые и вибрационные сигналы, а также звукоусиливающая аппаратура. В школах для слабослышащих применяется звукоусиливающая аппаратура.
О. у. во вспомогательной школе отличается от массовой более широким и разнообразным подбором обычных средств наглядности.