Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Нравственное воспитание аномальных детей

процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек нравственного поведения. Спец. школа и спец. детские учреждения наряду с общими задачами Н. в. призваны выполнять и особые задачи по коррекции и компенсации вторичных отклонений, встречающихся в развитии личности аномальных детей.

Вследствие своеобразия, которое наблюдается в формировании морального, облика аномальных детей, необходимо выработать и применять к ним особый педагогический подход. Своеобразие заключается в том, что аномальным детям трудно общаться со сверстниками, имеющими нормальное развитие, и взрослыми из-за первичных нарушений зрения, слуха, речи, интеллекта и вторичных нарушений (недоразвитие речи, мышления у глухих; вторичная задержка общего развития у детей, страдающих алалией ; затруднение в пространственной ориентировке, в коллективной деятельности, в играх у слепых и т. д.).

Кроме того, на развитие личности аномальных детей непосредственно влияют ограниченный чувственный и практический опыт, недостаточное понимание психологии др. людей, социальных и моральных требований. Все это затрудняет накопление и обобщение нравственного опыта у аномальных детей.

Необходимо учитывать, что аномальные дети при неправильном воспитании проявляют недоверчивость и даже' враждебность к др. людям из-за недостаточного понимания мотивов их поступков, а иногда противопоставляют себя нормальным детям и взрослым. Нередко аномальные дети стремятся изолироваться, замкнуться в себе или же ведут себя агрессивно по отношению к людям, не нашедшим правильного подхода к ним. Поэтому прежде всего нужно завоевать доверие ребенка, найти и устранить повод, мешающий контакту его с педагогом, заставить поверить в доброжелательное, справедливое отношение к себе.

У аномальных детей может возникать чувство неполноценности, которое создает отрицательное отношение к др. людям, самому себе, к труду, учению и препятствует формированию нормальных отношений с окружающими.

Излишняя жалость, оберегание от трудностей, чрезмерная опека лишают таких детей самостоятельности и активности.

В результате у них, с одной стороны, углубляется чувство неполноценности, с другой — развиваются требовательность, деспотизм, эгоизм.

Необходима разумная, тактичная и все возрастающая требовательность к аномальным детям с учетом их возможностей, повседневное воспитание у них все большей требовательности к себе И желания заботиться о других. При этом следует в каждом конкретном случае применять наиболее эффективные средства воздействия.

Узость социальных связей у глухих и слабослышащих, т. е. ограниченность общения с широким кругом людей, задержка в овладении чтением в связи с недостаточным овладением языком, трудность в овладении основами наук, в частности общественных,— все это отражается на развитии личности этих детей, на формировании их нравственных чувств, нравственных отношений, убеждений. Недоразвитие нравственных понятий и нравственных убеждений порождает неустойчивость в поведении. Поэтому особое значение приобретает овладение языком, формирование нравственных представлении, чувств и понятий.

При этом используются все положительные стороны глухих и слабослышащих детей — стремление к труду, терпеливость, упорство в работе, податливость влиянию педагога, сумевшего завоевать доверие, подражательность, пытливость, стремление к овладению словом.

Умелое руководство чтением, воспитание любви к книге также содействуют преодолению задержки нравственного развития детей с нарушением слуха.

В развитии личности слепых и слабовидящих детей есть особенности, которые вызывают свои трудности в Н. в.; нередко они приводят и к общим для аномальных детей трудностям. Ограниченность чувственного опыта в связи с нарушением зрения, компенсаторное (а при неправильном обучении — гипертрофированное) развитие словесно-логического мышления, без достаточного для данного возраста знакомства с предметным миром, с конкретной действительностью, ведет к вербализму (пустословию), чисто словесному знанию жизни.

Слепой иногда может неверно воспринять реакцию других на его поведение, что вызывает неправильное отношение к людям, событиям и своим поступкам. Трудность ориентировки в окружающей жизни, ограниченность физического развития, связанные с этим затруднения в организации трудового воспитания в дошкольном и школьном возрасте отрицательно сказываются на нравственных качествах слепого ребенка.

Слепой ребенок часто черпает свои знания о различных сторонах жизни и деятельности людей из книг. При недостаточном руководстве чтением и неправильном воспитании интересов и мотивов труда у него в результате сопоставления своих возможностей с достижениями других людей нередко усиливается чувство неполноценности и неверия в свои силы. Расширение круга знаний при ограниченной сфере применения может вызвать у слепого ребенка отрицательное отношение к жизни.

Необходимо преодолеть этот конфликт, используя положительные особенности такого ребенка: склонность к гуманитарным наукам и доступным ему видам искусства, речевые и мыслительные возможности. При этом важно компенсировать излишнюю абстрактность речи и мышления слепого, опираясь на сохранные анализаторы — слух, осязание, двигательный анализатор и с их помощью обогащая чувственный опыт. Следует усилить физическое воспитание слепых детей, их двигательную активность; развивать интерес к доступным специальностям, укреплять веру в свои силы, увеличивать возможности практической деятельности с помощью тифлотехнических средств, позволяющих слепому легче ориентироваться в рабочем месте, в окружающих предметах (инструментах, материалах).

Наряду с этим у слепых воспитывают не только личные, но и общественные мотивы труда. Все это расширяет реальные возможности слепых детей, и у них появляется более оптимистическое отношение к жизни и правильное отношение к труду, своим обязанностям и др. людям.

Особенности личности умственно отсталых детей зависят от степени их интеллектуальной неполноценности и ее последствий, проявляющихся в недоразвитии нравственных представлений, понятий, социальных мотивов учения, труда, в подчинении постороннему влиянию, отсутствии у таких детей критической оценки своих и чужих поступков и т. д. Для коррекции и компенсации отклонении в развитии их личности необходимы четкая организация их жизни, практики нравственного поведения, подготовка к труду и к практической жизни, создание общественных мотивов труда на основе правильных взаимоотношений в коллективе детей и взрослых. Рекомендуется тесная связь и деятельное общение с коллективом нормальных детей. Все это расширяет сферу нравственных чувств, представлений, убеждений аномальных детей. Развитие интеллектуальных возможностей умственно отсталых детей путем обучения, внеклассной работы, руководства внеклассным чтением, использование всех средств эстетического воспитания для формирования правильного отношения к себе, к жизни, к людям повышают уровень их нравственного развития.

Таким образом, для Н. в. аномальных детей имеют особое значение следующие принципы:

1. Выявление типических для данной категории аномальных детей отклонений в развитии их личности и индивидуальных для каждого ребенка особенностей. В связи с этим необходимы глубокое изучение развития аномальных детей, особенностей формирования их личности, анализ первичных и вторичных нарушений в их развитии.

2. Направленность педагогического воздействия на коррекцию и компенсацию аномального развития; особое внимание следует обратить на вторичные нарушения, которые легче поддаются воздействию воспитания.

3. Опора на сохранные возможности и наиболее сильные стороны аномальных детей.

4. Дифференцированный подход к той или иной группе аномальных детей и индивидуальный к каждому ребенку в отдельности.

Ввиду того что проблема Н. в. аномальных детей разработана недостаточно, необходимо систематически выявлять и фиксировать наиболее эффективные приемы Н. в. различных категорий аномальных детей.

При выработке методов Н. в. аномальных детей прежде всего необходимо найти пути и средства, помогающие преодолеть их недоверие к людям, установить с такими детьми контакт путем участливого, доброжелательного, но не жалостливого отношения, справедливой требовательности, своевременной помощи. Обязательно использовать все возможности аномальных детей для их активной самостоятельной деятельности: посильного участия в общественных делах и бытовом труде, в заботе о младших, оказании помощи др. детям в учении и др. Особое значение имеют четкая организация всей жизни и деятельности детей, строгий распорядок учения, труда, отдыха, общественная и внеклассная работа. Только при этих условиях возможно осуществление Н. в. аномальных детей. Большое значение имеют пример учителя и правильное руководство деятельностью детей.

В результате всех педагогически продуманных методов у аномальных детей формируются нравственные чувства, понятия, убеждения, воспитываются общественные мотивы поведения, правильное отношение к труду, к людям, к своим обязанностям.

Методы эстетического воздействия: чтение художественной литературы, живопись, телевидение, кино (для глухих), музыка, пение, радиопередачи, звуковое кино (для слепых), театр, коллективная подготовка самодеятельности — помогают в Н. в. аномальных детей. Этические беседы с аномальными детьми занимают все большее место по мере развития их речи, мышления, накопления чувственного, практического и нравственного опыта.

Особое значение для формирования нравственных качеств имеет трудовое воспитание, т. к. труд с наибольшим успехом компенсирует и корригирует отклонения в развитии глухого, слепого, умственно отсталого ребенка. В процессе трудового воспитания наиболее эффективно преодолеваются также многие недостатки и нарушения речи.

Систематическая и углубленная работа по Н. в. в духе коммунистической морали помогает преодолеть особые трудности в развитии личности аномальных детей и тем самым приближает дефектологов к решению общепедагогических задач коммунистического воспитания.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: