Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Неврозы

группа заболеваний нервной системы, характеризующихся нерезко выраженными функциональными нарушениями со стороны высшей нервной деятельности. Среди Н. выделяют: неврастению; Н. страха; истерические реакции; Н. навязчивых состояний.

Неврастения является следствием перенапряжения, истощения нервной системы, переутомления. У детей неврастенические реакции возникают чаще всего после перенесенных инфекций на почве общей соматической ослабленности при слабом типе нервной системы. Большое значение имеют переживания, связанные с тяжелой домашней или школьной ситуацией.

Клиническим проявлением неврастенических реакций гл. обр. является синдром раздражительной слабости: капризы, плаксивость, невыносливость к различным раздражителям (звуки, запахи, температурные колебания), неустойчивое, подавленное настроение. Поведение детей характеризуется то вялостью, пассивностью, то двигательным беспокойством, суетливостью. Работоспособность нарушается вследствие ослабления внимания и повышенной утомляемости. Нередко наблюдается плохой сон, тяжелые сновидения, ночные страхи. Течение неврастенических реакций обычно благоприятно, лишь у детей со слабым типом нервной системы оно может принимать более затяжной характер.

В лечении центральное место принадлежит психотерапии и устранению травмирующей обстановки.

Н. страха. В клинической картине различных Н. у детей синдромы страха занимают очень большое место. Если синдром страха является ведущим, можно говорить о Н. страха.

В возникновении Н. страха большую роль играют факторы, поражающие центральную нервную систему (инфекции, интоксикации, травмы), а также неправильное воспитание ребенка в семье. Непосредственной причиной Н. страха могут быть остро действующие и длительные психические травмы (разлука с близкими, болезнь и смерть близких, неуспеваемость в школе и т. п.). Н. страха, возникающий у ребенка под влиянием испуга, сопровождается иногда изменением сознания, двигательным возбуждением. В дальнейшем, по мере отдаления от момента острой психической травмы, клиническая картина меняется, и ребенок более сознательно относится к своим переживаниям страха. У детей младшего возраста наблюдается страх одиночества — ребенок не отпускает от себя мать. Такой страх возникает иногда перед поступлением в школу, чаще у заласканных детей, не приученных к самостоятельности. Одна из форм Н. страха — страх за жизнь и здоровье близких. Это состояние часто возникает после болезни или смерти близких.

Н. страха у ребенка протекает более благоприятно, чем у взрослых. При перемене обстановки и правильном педагогическом и психотерапевтическом подходе болезненные симптомы быстро исчезают.

Истерические реакции у детей имеют ряд отличительных особенностей. Наиболее частыми являются нарушения двигательной сферы, особенно астазия-абазия, для которой характерно сохранение способности движения конечностей при полном отказе от ходьбы и стояния. Истерические припадки у детей характеризуются размашистыми движениями с обилием выразительных жестов. Отмечаются судорожные проявления в речи — т. н. истерическое заикание. В клинической картине истерии у детей особое место занимают различные формы измененного сознания. Иногда эти расстройства сознания носят характер обморочных состояний.

Истерические реакции развиваются у детей физически ослабленных, астенических, обидчивых, чувствительных, сознающих свою неполноценность. Нередко это бывают избалованные, единственные дети в семье. Истерические реакции развиваются также и у детей эмоционально возбудимых, неустойчивых, эгоцентричных, со стремлением к утверждению своей личности.

Все эти особенности следует рассматривать лишь как готовность к истерическим реакциям, появление же самой истерической реакции связано с психической травматизацией и чаще возникает вследствие конфликтных переживаний у ребенка.

В возникновении истерических реакций большую роль играет неправильное воспитание ребенка — чрезмерное баловство, отсутствие каких-либо запретов, вследствие чего у него развиваются жажда внимания, эгоцентризм, неумение сочетать свои желания с интересами товарищей. При лечении истерии у детей особое значение имеет психотерапевтическая и лечебно-педагогическая работа, в процессе которой важно установить с ребенком контакт, заслужить его доверие, а затем постепенно включить его в коллектив, заинтересовать всем окружающим. Наряду с этим можно применять внушение, проводить психотерапевтические беседы. Иногда следует игнорировать истерические симптомы. После снятия истерических реакций в педагогической работе с такими детьми особую роль играют правильно организованные лечебно-педагогические мероприятия.

Н. навязчивых состояний чаще возникает у детей с особым складом характера, у которых с раннего возраста отмечаются страхи и боязнь всего нового, а в школьном возрасте проявляется повышенная мнительность, боязнь заболеть, заразиться. Среди факторов, способствующих развитию Н. навязчивых состояний, большое место принадлежит неправильному воспитанию: подавление самостоятельности ребенка, религиозное воспитание, суеверия, излишняя фиксация внимания на вопросах здоровья. Непосредственной причиной Н. навязчивости может быть острая психическая травма или длительная психическая травматизация.

У детей чаще отмечается наличие навязчивых страхов. Наиболее частым содержанием этих страхов является боязнь острых предметов, закрытых дверей, темноты, инфекции и т. д.

Нередко у детей отмечается Н. навязчивых движений и действий. У детей младшего возраста навязчивые движения носят однотипный и элементарный характер, но переживаются как нечто навязчивое, чуждое, с чем ребенок не может справиться. Иногда навязчивые действия более сложны и носят характер защитных ритуалов; дети при этом говорят: «Я делаю это для того, чтобы не случилось чего-нибудь плохого».

Течение Н. навязчивых действий более длительно и особенно неблагоприятно в тех случаях, когда навязчивые действия развиваются при психастеническом складе личности.

Лечение Н. навязчивых состояний — сложная задача. Большое значение имеют лечебно-педагогические мероприятия, правильный подход к ребенку, приобщение его к труду, включение в коллектив, создание прочных интересов.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: