Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Нарушения чтения и письма

резкое затруднение в овладении графической формой речи, связанное чаще всего с общим недоразвитием речи у детей.

Некоторые дети школьного возраста при нормальном слухе и нормальных умственных способностях не овладевают грамотой или читают и пишут с большими ошибками, которые проявляются чаще всего в общем искажении звукового состава слов и замене букв. Такие нарушения чтения и письма часто являются причиной школьной неуспеваемости.

Степень нарушения чтения и письма обычно соответствует степени общего недоразвития речи, однако нередко встречаются отклонения в усвоении чтения и письма при нарушении только произносительной стороны речи. В этом случае существует связь между нарушениями в усвоении чтения и письма и отклонением в развитии произношения, которое предшествовало или сопутствовало обучению грамоте.

Неправильное произношение звуков может мешать развитию четкого слухового их восприятия, что затрудняет овладение звуковым составом слова. В таких случаях у детей нет достаточно четкого представления о том, из каких звуко-буквенных элементов состоит слово, поэтому у них появляются трудности в формировании навыков анализа и синтеза звукового состава слова, нарушается усвоение чтения и письма. Напр., ученик, страдающий резко выраженным косноязычием, предложение у Киры косы читает: «У Кы.....и.....ры... ы... Киры... кы...с... ка... ко — ш... ки... кошки». Тот же ученик предложение Кругом трещали кузнечики записывает следующим образом: «Клуги трачаи кзнезк».

Отклонения в усвоении чтения и письма нередко ошибочно считаются следствием нарушений зрительного восприятия и не связываются с особенностями развития речи детей. При таких взглядах на причину этих нарушений методы преодоления сводятся по преимуществу к механической тренировке в зрительном запоминании начертаний букв, списывании, обводке, штриховке, вырезывании букв и т. п., что не приводит, однако, к цели.

Новый подход к рассмотрению нарушений чтения и письма как явления, обусловленного аномальным развитием речи, дает возможность разработать и научно обосновать иные, более действенные методы преодоления и предупреждения таких нарушений. Эти методы основаны на восполнении имеющихся в развитии детей пробелов фонематического слуха и произношения. Основная задача заключается в формировании у ребенка четких представлений о звуковом составе слов при одновременной коррекции произношения, в развитии навыков анализа и синтеза при восприятии и воспроизведении речевых звуков. Эта работа проводится на логопедических пунктах при массовых школах. В тяжелых случаях дети направляются в школы-интернаты для детей с нарушениями речи.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: