Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Наглядные учебные пособия

плоскостные и объемные изображения предметов и явлений реального мира или природные объекты в их естественном или препарированном виде.

Н. у. п., используемые в спец. школах, должны удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к Н. у. п. вообще, и отвечать особенностям физического и умственного развития аномальных детей.

В школах для слепых применяются Н. у. п., которые ученики могут познавать главным образом с помощью осязания. К ним относятся природные объекты в их естественном виде, а также чучела, скелеты, муляжи, макеты, скульптуры, рельефные карты, глобусы, схемы, рисунки и т. д. Н. у. п. помогают слепым составить правильное представление о живых и неживых объектах внешнего мира. Специальные приборы позволяют слепым пользоваться визуальными (воспринимаемыми зрительно) признаками предметов и явлений посредством условных звуковых сигналов (определять уровень жидкости в сосуде, удостовериться в наличии химической реакции и т. п.). Слабовидящие дети воспринимают Н. у. п. зрительно при определенных размерах, окраске, насыщенности цвета, контрастности объекта с фоном и других качествах этих пособий, отвечающих требованиям охраны зрения.. Так, напр., географические карты в школах для слабовидящих детей должны иметь ограниченное количество условных линий и знаков. Хорошо воспринимаются слабовидящими детьми Н. у. п., выполненные в виде силуэтных рисунков.

Применение Н. у. п. в школах для глухих и слабослышащих детей. способствует развитию у них представлений, образованию понятий, формированию речи. В школе для глухих и слабослышащих используются специальные Н. у. п., а также Н. у. п. для „массовой школы. Кроме того, большая часть Н. у. п. создается руками учителей и воспитателей. К Н. у. п. относятся и звучащие игрушки, помогающие развитию слуха.

Во вспомогательной школе Н. у. п. и особенно объекты живой и неживой природы в естественном виде приобретают очень большое значение. Они наиболее соответствуют возможностям восприятия умственно отсталых детей с их слабыми способностями к отвлеченному мышлению, наблюдению и сравнению.

Rambler's Top100
обеззараживание воды
Контактный е-mаil: