Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Музыкальный слух

способность воспринимать различные сочетания звуков, запоминать и воспроизводить их. Следует различать М. с. относительный и абсолютный.

Люди, обладающие абсолютным М. с, способны узнавать и точно воспроизводить звуки определенной высоты независимо от различных условий (сочетание с другими звуками, исходная высота и др.).

Относительный М. с. дает возможность воспринимать и воспроизводить звуки лишь в интервальных соотношениях.

Различаются следующие компоненты М. с: ладовое чувство и способность к музыкально-слуховым представлениям (звуковысотным и ритмическим).

М. с. обладает большими возможностями развития. Психологические исследования видного советского психолога Б. М. Теплова доказывают возможность развития М. с. почти у каждого человека. Наиболее эффективна для этого музыкальная деятельность (пение, игра на музыкальных инструментах). Особенно значимо для развития М. с. формирование способности мысленных представлений звука, предваряющих воспроизведение (внутренний слух), пропевание мелодии вслух и про себя и наоборот.

М. с. у аномальных детей (за исключением глухих) развивают в основном так же, как у нормальных детей (в различных видах музыкальной деятельности). Кроме того, учитываются особенности дефекта. Так, для уч-ся с недостатками зрения большое значение имеют такие упражнения, как воспроизведение мелодии по слуху. Для развития музыкальных способностей обязательно воспитание М. с.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: