Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Музыкальное воспитание

область эстетического воспитания — одного из важнейших разделов в системе коммунистического воспитания.

Правильно организованное М. в. детей формирует у них понимание музыкальных произведений (содержания, художественной ценности, эмоционального характера и т. д.), учит воспринимать, понимать и воссоздавать звуковые художественные образы, отражающие те или иные стороны действительности.

М. в. способствует развитию художественных эмоций, музыкальных вкусов, любви и интереса в этой области искусства.

М. в. аномальных детей — ответственное звено в работе спец. учреждений. Уч-ся получают навыки эстетического восприятия, знания основ музыкальной грамоты. Это обогащает их жизнь, способствует выявлению детей, способных к занятиям музыкой. Своевременное выявление и развитие музыкальных способностей чрезвычайно важно для аномальных детей, т. к. возникающие при этом положительные эмоции и сознание своих возможностей и успехов оказывают благоприятное влияние на развитие их личности. Однако главная задача М. в. в спец. школах — возможное музыкальное развитие всех уч-ся.

Основные формы работы на уроках: хоровое пение, обучение основам музыкальной грамоты, слушание музыкальных произведений; во внеклассное время: различные кружки, детская музыкальная самодеятельность.

М. в. в спец. школах выполняет, кроме общих функций, еще специфические (в зависимости от контингента). М. в. умственно отсталых детей осуществляется гл. обр. на уроках пения (с I по VIII класс); оно имеет большое коррекционное значение: развивает эмоции, активизирует мышление, придает целенаправленность и устойчивость вниманию. Коллективное пение, ритмические движения под музыку, работа в инструментальных и вокальных кружках, участие в музыкальной самодеятельности способствуют развитию у детей-олигофренов чувства коллективизма, долга и ответственности. Занятия музыкой повышают их общий эмоциональный тонус. Музыкальные знания (в т. ч. нотная грамота) даются им в ограниченном объеме.

Слепые и слабовидящие школьники получают М. в. в объеме массовой школы. Многие из них проявляют большой интерес к музыке и охотно работают над развитием своих музыкальных способностей, т. к. этот вид искусства им наиболее доступен. Нередко они выбирают музыку (чаще всего инструментальное или вокальное исполнительство) в качестве будущей профессии.

Глухие дети способны воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, голос певца с помощью остаточного слуха и вибрационных ощущений.

В детских садах и школах для глухих М. в. связано с работой по развитию слухового восприятия, с занятиями по физкультуре, ритмике, танцу.

Значительно шире перспективы М. в. слабослышащих детей, т. к. относительная сохранность слуховой реакции позволяет им полнее воспринимать инструментальную музыку и пение.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: