Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Моторика детей

совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту.

Двигательное развитие детей происходит с закономерной последовательностью: безусловные двигательные рефлексы свойственные периоду новорожденное™ и первых месяцев жизни, угасают и сменяются условно-рефлекторными движениями.

Здоровый новорожденный лежит на спине, руки у него согнуты в локтевых суставах, а ноги — в коленных и тазобедренных. До 8—10 недель наблюдается физиологическое повышение тонуса в сгибательных мышечных группах конечностей, которое постепенно исчезает.

Для развития двигательных функций ребенка имеют большое значение безусловные выпрямляющие рефлексы. Выпрямляющий рефлекс шеи обеспечивает ребенку при повороте головы рефлекторный поворот на бок. Начиная с 6—10 месяцев движения туловища начинают обособляться от движений головы. Это обеспечивает ребенку возможность поворота на живот. В 2 месяца здоровый ребенок, положенный на живот, поднимает голову (делает разгибательное движение), а от 4 до 6 месяцев — поднимает голову (делает сгибательное движение) лежа на спине.

Выпрямляющие рефлексы играют важную роль в первых пробах сидения и стояния ребенка. В 6 месяцев здоровый ребенок опирается на выпрямленные ручки, приподнимая туловище, в 7—8 — встает на четвереньки, может садиться из положения лежа на спине, а сидя — выпрямиться и наклониться. В 9 месяцев ребенок может лечь из положения сидя, встать, держась за перила кроватки. К 10 месяцам он начинает стоять; от 11 до 14 — постепенно ходить, сначала на широко расставленных ногах, иногда с колебаниями туловища. Правильное вертикальное положение упрочивается в период от 11 до 16—18 месяцев.

Так же последовательно развиваются двигательные функции рук. В 3—4 месяца ребенок рассматривает свои руки, вращает кисти, водит ими по пеленке. С 4—4,5 месяцев тянется к предмету, расположенному над его туловищем, хватает его двумя руками. В 7 месяцев начинает захватывать предмет одной рукой, большей частью правой, если это требует больших усилий. С 10 до 12 месяцев ребенок последовательно овладевает бросанием

предметов, снятием колец с пирамидки и нанизыванием их, открыванием, закрыванием коробки. Он может брать предмет двумя пальцами, захватывать 2—3 кубика. К 12 месяцам ребенок способен научиться правильно держать ложку, карандаш, грозить пальцем, показывать предмет указательным пальцем.

До 8 лет физиологически нормальны содружественные движения одной конечности при движении другой, но здоровый ребенок может их по заданию затормозить. В дальнейшем ребенок путем замыкания условных связей усваивает всю последовательность движений, необходимую для сложного двигательного навыка, у него формируются и упрочиваются сложные предметные действия, которые называют праксисом.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: