Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Мотивы деятельности

побудительные причины действий и поступков человека, определяемые отдаленными целями, ради которых человек достигает более близкие цели.

Исходным побуждением человека к деятельности являются его потребности. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие М. д.

В основе деятельности может лежать один или несколько М. д. Среди нескольких М. д. может выделяться один — ведущий, которому подчинены остальные.

М. д. неодинаковы по своей социальной значимости. Они могут быть узкоэгоистическими и широкими —социальными, общественными. Чем больше круг людей, на благо которых направлена деятельность человека, тем шире социальные М. его деятельности. Чем важнее для общества цели, которые побуждают человека к деятельности, тем выше и значительнее М. д.

В зависимости от побудительной силы М. д. могут быть знаемые, т. е. смыслообразующие, и отдаленные, определяемые общими целями, которые придают общий смысл данной деятельности. Эти М. д. бывают недостаточно действенными. Напр., ученик знает, что необходимо учиться вообще (ради общей пользы, ради своей будущей профессии, ради обеспечения семьи и т. п.), но не всегда этот М. д. непосредственно побуждает его старательно слушать урок в данный момент или выполнять задание. Необходимы еще более близкие, т. н. реально действующие в каждый момент М. д., непосредственно побуждающие к деятельности (напр., похвала и радость родителей, поощрение, одобрение учителя, хорошие отметки и т. п.).

М. д. непосредственные, т. е. исходящие от самой деятельности, и связанные с эмоционально-познавательным отношением к ней, являются одним из основных компонентов интереса, при котором сама деятельность и без дополнительных М: д. побуждает к познанию и овладению ею.

По содержанию М. д. могут быть также различными: практические (материальные), позиционные (побуждающие к завоеванию того или иного места в коллективе, обществе), познавательные,

М. д. развиваются с развитием и воспитанием личности. Они становятся более широкими, направленными на благо все более широкого круга людей, а затем целого общества. Кроме того, М. д. становятся высокие нравственные и политические идеалы, которые побуждают человека ко все более активной самостоятельной деятельности. Знаемые (смыслообразующие) М. д. при этом постепенно превращаются в реально действующие; по содержанию они делаются все многообразнее, а по структуре все более соподчиненными или подчиненными одному ведущему М.

У нормальных и аномальных детей разных возрастов мы наблюдаем практические, позиционные, познавательные, эстетические, общественные и др. М. М. д. детей следует педагогически направлять: при правильном педагогическом воздействии М. д. детей положительны, при неблагоприятном могут быть отрицательными. Развитие М. д. аномальных детей требует значительных усилий воспитателей и педагогов. Они должны учитывать своеобразие и особенности каждого ребенка. М. д. аномальных детей отличаются разрывом между М. д. знаемыми, придающими лишь общий смысл деятельности, и реально действующими М. д. При этом у слепых первоначально преобладают знаемые, но недостаточно конкретно представляемые М.; у др. категорий аномальных детей преобладают конкретные, недостаточно общие, узкопрактические М. д. У разных категорий аномальных детей темп овладения широкими и высокими социальными М., осознание их и переход смыслообразующих, знаемых М. д. в реально действующие М. д. неодинаковы.

У аномальных детей первоначально наблюдается ограниченность, бедность М. д. Часто отсутствует правильное соотношение между отдельными М. д., возникают затруднения в отделении более важных, ведущих М. д. от менее важных, подчиненных. Это происходит из-за ограниченного общения, недостаточного контакта с людьми, недостаточно глубокого и конкретного понимания отдаленных и ближайших целей, на осуществление которых направлена деятельность. Так, напр., у глухих детей, в связи с недостаточным овладением языком, трудностью усвоения основ наук, ограниченностью общения с широким кругом слышащих людей в начале школьного обучения преобладают практические, затем позиционные М. д. По мере развития их языкового, уч. и общественного опыта развиваются более широкие и высокие социальные и познавательные М. д. У слепых, напротив, в связи с трудностью ориентировки, а вначале и с трудностью овладения чувственным опытом и трудовыми навыками, практические М. д. недостаточны, а поэтому большее побуждающее значение приобретает первоначально абстрактно-словесная познавательная деятельность. У умственно отсталых детей обычно преобладают практические М. д. деятельности, но при соответствующей педагогической работе узкий практицизм преодолевается и постепенно развиваются познавательные и общественные М. д. Однако это требует спец. работы по коррекции и компенсации недостаточного развития широкой мотивации деятельности аномальных детей.

Компенсация и коррекция этих недостатков возможны не только путем разъяснения смысла М. д. и целей. Особое значение для аномальных детей имеет конкретный показ и разъяснение целей, на достижение которых направлена их деятельность. Необходимо, чтобы дети поняли и конкретно представили вещественные и моральные результаты своей деятельности, ее значение для др. людей, их реакцию на нее. Упражнение в выполнении деятельности все более социально значимой, направленной на широкие и высокие цели, с учетом ее результатов содействуют развитию М. д. аномальных детей и формированию нравственной стороны их личности.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: