движения мышц лица, глаз, отражающие самые разнообразные чувства человека: радость, печаль, беспокойство, восторг, удивление, страх и т. д. Каждому чувству свойственны свои проявления в этих движениях, которые приобретают в связи с этим сигнальное значение. По тому, что «написано» на лице, люди узнают о переживаниях человека.
Все мимические движения управляемы, и это используется для того, чтобы скрыть или, наоборот, более выразительно показать переживаемое. Это служит основанием для разделения М. на произвольную и непроизвольную. Богатая произвольная М. используется в актерском искусстве. Произвольной М. наряду с жестами широко пользуются глухонемые в общении между собой и с окружающими их людьми, обладающими нормальным слухом.
Для восполнения и уточнения жестов используется М., которая не только выражает чувства, состояния, но и изменяет значение жеста. Так, один и тот же жест может означать и утверждение, и вопрос, и одобрение— в зависимости от выражения лица.