Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Методы обучения грамоте

способы обучения чтению и письму. Эти две стороны овладения грамотой между собой связаны и обычно рассматриваются не только во взаимодействии, но и в единстве. Избираемый путь оказывается общим для этих двух сторон. История М. о. г. начинается со времени зарождения самой письменности. Письменность же имеет различные формы. Известна т. н. пиктографическая письменность, состоящая из рисунков, изображающих предметы, явления, события. Упрощение рисунков, их схематизация привели к появлению системы знаков — идеограмм или и е-роглифов, которыми в ряде стран пользуются и до настоящего времени. Овладение идеографическим письмом требует запоминания огромного числа идеограмм.

В процессе дальнейшего развития люди научились выделять не только слова, но и общие для разных слов элементы—фонемы, появилась фонетическая письменность, которая дала возможность с помощью небольшого числа знаков-букв графически изображать любое слово. Обучение фонетической письменности достаточно сложно. На протяжении столетий этому предмету уделяли большое внимание лучшие представители педагогики, от одного этапа к другому совершенствовавшие методику обучения. На первых порах эта методика была буквослагательной: детей учили называть буквы и составлять из них слова. Буквослагательный метод был малопродуктивным и создавал для учащихся большие трудности, т. к. из названий букв не получается требуемого слова, его структура разрушается (вместо рама получается, напр., «ры/ а/ мы/ а»).

К- Д. Ушинский был создателем принципиально нового звукового М., отличие которого состоит в том, что предметом изучения служит не буквенный, а звуковой состав слова. Овладевающие грамотой учатся обозначать звуки, из которых состоит слово, буквами. Этот М. оказался очень эффективным и получил широкое признание и развитие. Методисты предлагали различные пути обучения при реализации звукового принципа. Одни считали нужным идти от отдельных звуков и обозначения их буквами к слогам и словам — предлагали звуковой синтетический М. Другие начинали со слогов и от слогов шли к слову, развивали слоговой М. Третьи считали целесообразным работать с целыми словами. Появился метод целых слов.

Наиболее же целесообразным и научно обоснованным оказался аналитико-синтетический М., на протяжении многих лет культивирующийся в советских школах: работа начинается с произносимого слова, которое анализируется, из него выделяются слоги, из слогов — звуки. Ученикам показывается буква, обозначающая новый звук, после чего начинается синтез; из звуков (обозначаемых буквами) образуются слоги, из слогов — слова.

Аналитико-синтетический М. принят и в спец. школах, хотя его реализация в каждом типе школ имеет свои отличия.

В школах слепых при обучении грамоте вместо печатных букв используется брайлевский (точечный) шрифт.

Процесс овладения грамотой в школах для глухих тесно связывается с обучением детей словесной речи на основе дактилологии.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: