Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Методы обучения

способы работы учителя, применяемые в процессе обучения уч-ся знаниям, умениям и навыкам, развития их познавательных сил, формирования мировоззрения и подготовки к практической деятельности. Существует много различных М. о. В процессе развития теории и практики обучения подрастающего поколения М. о. изменяются.

Под влиянием изменения целей и содержания образования, организации учебно-воспитательной работы одни методы практически не применяются, другие развиваются и изменяются, возникают новые, более совершенные М. о.

М. о. в спец. школах имеют свою специфику. Она обусловлена тем, что процесс усвоения знаний, умений и навыков уч-ся спец. школ, а также развитие их познавательных возможностей отличаются значительными особенностями и большой сложностью. Нарушение зрительного и слухового восприятия, а также речевой и интеллектуальной деятельности оказывает влияние на характер построения процесса обучения знаниям, умениям и навыкам и на развитие познавательных сил на основе развития компенсаторных возможностей аномального ребенка.

Советской теорией педагогики выдвинут принцип дифференцированного обучения аномальных детей, создающий оптимальные условия для их развития и компенсации дефекта.

В каждом типе спец. школ применяются различные М. о. Однако существуют типичные М. о. для всех спец. школ.

Обучение аномальных детей требует различных взаимодействий методических систем. Сюда относятся: общие М. о. основам знаний, умений и навыков (дидактические методы); М. о. уч. предметам (частные методики); методы профессионально-трудового обучения; спец. методы коррекции и компенсации физических и умственных недостатков в развитии детей.

Общие М. о. применяются в отношении всех изучаемых в спец. школе уч. предметов. К общим М.о. относятся: устный рассказ учителя, беседа, М. объяснительного чтения, письменное изложение материала учителем, экскурсии, лабораторный М., записи и практические работы, упражнения и др. На основе общих М. о. разработаны частные М.о. по каждому уч. предмету. Они отличаются значительным разнообразием, обусловлены особенностями познавательной деятельности уч-ся с различными дефектами (глухота, слепота, умственная отсталость и др.).

В спец. школах принята следующая система трудового обучения: ручной труд,общетехническнй труд, профессиональное обучение. Каждый вид трудовой подготовки имеет свои М. о. Особые М. о. практикуются в процессе производственной практики, которую уч-ся проходят на предприятии.

Обучение аномальных детей требует различных дифференцированных спец. М., направленных на коррекцию и компенсацию нарушений в умственном и физическом развитии детей.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: