система приемов и способов обучения детей с нарушенным развитием, направленных на преодоление аномалий развития. М. с. разрабатывается применительно к разным типам спец. школ и дошкольных учреждений с учетом особенностей развития различных категорий аномальных детей.
При обучении глухих детей применяются особые приемы и средства обучения языку и развития у этих детей логического мышления, при обучении слепых — формирования конкретных образов и представлений о предметах окружающей действительности.
Спец. методика обучения умственно отсталых детей направлена на активизацию и упорядочение аналитико-синтетических процессов, развитие обобщений, формирование понятий, коррекцию личности ребенка.
Имеет свою специфику и спец. методика обучения детей с различной степенью нарушений анализаторов и интеллекта.
Так, спец. методика, разработанная для обучения глухих детей, оказывается непригодной для работы со слабослышащими школьниками потому, что она не рассчитана на ту меру использования сохранившегося слуха, в частности для формирования речи, которая возможна для слабослышащих детей. М. с. обучения слепых с использованием брайлевского письма оказывается непригодной для работы со слабовидящими: зрительное восприятие точечного письма вредно сказывается на зрении последних. Приемы и способы обучения детей с легкой степенью умственной отсталости отличаются от методики обучения детей, страдающих умственной отсталостью в тяжелой форме.
Методика обучения изменяется также в зависимости от возраста уч-ся.