Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Математика в специальной школе

уч. предмет, содержанием которого является изучение основ арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии, привитие умений и навыков применения математических знаний при решении практических задач, развитие логического мышления и пространственного воображения. Обучение М. служит общим целям коммунистического воспитания и обеспечивает известную подготовку уч-ся спец. школ к практической деятельности.

Арифметика — уч. предмет, содержанием которого является изучение натуральных целых и дробных чисел, а также действий с ними, что создает основу для дальнейших занятий М., вооружает учащихся практическими знаниями и навыками.

В школах для детей с недостатками зрения арифметика преподается в I — VI классах. Задача обучения арифметике — развивать у слепых и слабовидящих детей количественные и пространственные представления, формировать арифметические понятия, прививать твердые навыки вычисления и измерения.

Обучение арифметике способствует общему развитию слепых и слабовидящих детей и в особенности развитию у них пространственных представлений, сообразительности, логического мышления и неразрывно связанной с ним точной, ясной и краткой речи. При этом очень важно научить их применять полученные знания' и навыки в практической деятельности. Обучение арифметике осуществляется по программе и учебникам массовой школы.

Методы обучения арифметике направлены на всемерное развитие самостоятельности, активности и инициативы уч-ся. В I и II классах, где уч-ся имеют дело с небольшими числами, вычисления в основном производятся устно. Устный счет, а также вычисление на счетах имеют очень большое практическое значение в жизни слепых. Особое внимание уделяется предметному содержанию арифметики: уч-ся научаются узнавать и различать предметы, собирать по образцу и составлять фигуры из палочек, узоры из геометрических фигур. В младших классах игровые приемы обучения арифметике в течение всего уч. года способствуют развитию пространственных представлений у детей.

Для связи обучения арифметике с жизнью большое значение имеют практические задания, выполняемые на уроках арифметики, труда, рельефного рисования, во внеклассное время. Чтобы дети лучше воспринимали числа, рекомендуется пользоваться числовыми фигурами или буквами рассыпной азбуки по Брайлю. При решении простейших задач применяется дидактический объемный материал: предметы, рельефные рисунки, сюжетные рельефные картинки. В школе для слепых уч-ся с I класса приучают в процессе вычислений и преобразований читать кончиком грифеля свою запись. Чтение грифелем облегчает проверку написанного, т. к. не требуется вынимать бумагу из прибора. Без усвоения уч-ся чтения грифелем невозможно развитие техники письменных вычислений.

Особые затруднения возникают при проведении практических работ. Наряду с фронтальной работой (объяснением всему классу) необходимо давать объяснения каждому ученику индивидуально и знакомить его с наглядными пособиями. Большое значение имеет правильное оборудование уроков арифметики спец. наглядными пособиями и дидактическим материалом. В связи с изучением мер длины у уч-ся развивают навык приблизительного определения пространственных величин по слуху; очень важно выработать у них навык определения расстояния шагами. Особое значение для слепых имеет умение пользоваться нестандартными измерителями.

Во вспомогательной школе арифметика изучается во всех классах. Задача обучения арифметике — вооружение умственно отсталых детей системой таких знаний, умений и навыков, которые явились бы действенными, практически ценными и обеспечили бы подготовку их к практической деятельности. Обучение арифметике во вспомогательной школе осуществляется по спец. программам и учебникам, составленным с учетом задач школы и особенностей уч-ся спец. школ этого типа. За 8 лет обучения в школе умственно отсталые дети получают знания, умения и навыки примерно в объеме четырех классов массовой школы.

Специфические трудности при обучении арифметике возникают из-за своеобразия мышления и речи умственно отсталых детей. Обучение арифметике успешнее протекает при соблюдении следующих условий: а) глубокого и всестороннего изучения готовности каждого отдельного ребенка к уч. занятиям арифметикой; б) полного понимания педагогом тех общих трудностей обучения, которые лежат в самом предмете; в) полного понимания индивидуальных трудностей усвоения знаний и навыков по арифметике умственно отсталыми детьми.

Обучение арифметике начинается с подготовительного периода, цель которого — развить у умственно отсталых детей интерес к уч. занятиям, умение организованно и целенаправленно выполнять задания учителя, работать в коллективе, умение вести арифметическую тетрадь, производить записи и зарисовки на доске, работать с дидактическим материалом, наглядными пособиями и учебниками. Цель обучения — выяснить уровень развития ребенка, определить состояние его арифметических понятий, знаний, умений и навыков, установить индивидуальные трудности обучения арифметике. Пространственные представления развиваются на уроках ритмики, рисования, ручного труда и на уроках арифметики. Особое значение имеют подвижные игры, проведение зрительных диктантов, работа с песочным ящиком. Для успешного решения арифметических задач необходима большая работа по развитию речи уч-ся. Спец. занятия проводятся и для того, чтобы дети поняли роль вопроса в арифметической задаче.

Уч-ся младших классов получают сведения по геометрии в играх и практических упражнениях, уч-ся старших классов на практических занятиях знакомятся с геометрическими телами, измерением, черчением.

Для уч-ся, которые не усваивают материал по общей программе, составляются индивидуальный план и программы, утверждаемые педагогическим советом.

В школах для детей с недостатками слуха арифметика изучается с приготовительного по X класс (школа глухих), в I—IX классах (школа слабослышащих, II отд.), в I—VII классах (школа слабослышащих, I отд.).

Задача обучения арифметике детей с недостатками слуха состоит в том, чтобы вооружить их знаниями, умениями и навыками производства арифметических действий с целыми и дробными, отвлеченными и именованными числами, ознакомить с наиболее распространенными зависимостями величин, научить применять полученные знания при решении арифметических задач и расчетах практического характера. В курсе арифметики уч-ся знакомятся и с элементарными сведениями по геометрии.

Наиболее специфический вопрос в обучении арифметике детей с недостатками слуха — зависимость усвоения арифметических знаний от уровня речевого развития. Достичь полного, сознательного усвоения арифметических знаний невозможно без овладения языком; в то же время обучение арифметике способствует уточнению целого ряда понятий, обогащает речь уч-ся. В связи с этим в младших классах школ для глухих и слабослышащих большое значение имеют практические работы, предваряющие изучение той или иной арифметической темы, с целью накопить и организовать практический опыт детей. В старших классах практические работы служат средством не только получения новых знаний, но и закрепления ранее приобретенных знаний, умений и навыков.

В школе для глухих обучение арифметике осуществляется по спец. учебникам (с приготовительного по VII класс), эти же учебники используются и во II отд. школы для слабослышащих. В VIII—X классах школ для глухих и слабослышащих II отд., а также во всех классах I отд. школы для слабослышащих используются учебники массовой школы для I—VI классов.

Алгебра — уч. предмет, основное содержание которого — обобщение понятия о числе, действия над рациональными числами и алгебраическими выражениями, линейные и квадратные уравнения, простейшие функции.

Алгебра изучается в спец. школах всех типов, за исключением вспомогательной. Обучение алгебре в школах для глухих (X—XII классы), слепых (VI — IX классы), слабослышащих (VII— X классы в I отд., IX—XII классы во II отд.), слабовидящих (VI—IX классы) осуществляется по программе и учебникам массовой школы. При этом учитываются особенности уч-ся спец. школ, и на изучение алгебры отводится больше времени, чем в массовой школе.

Геометрия — уч. предмет, основное содержание которого — первоначальные сведения о пространственных отношениях и формах тел. Цель изучения геометрии — ознакомление со свойствами фигур на плоскости, развитие пространственных представлений и пространственного воображения. Геометрия изучается во всех типах спец. школ, за исключением вспомогательной. На изучение геометрии в спец. школе отводится больше времени, чем в массовой. Это обусловливается недостатками речевого развития у глухих и слабослышащих, а также особенностями восприятия у слепых и слабовидящих. Большое значение имеет спец. оборудование уроков геометрии в школах для детей с недостатками зрения. Особое значение приобретает моделирование.

Изучению систематического курса геометрии предшествуют пропедевтические занятия в системе уроков арифметики, на которых уч-ся знакомятся с геометрическими телами, фигурами, их элементами.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: