Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Мастерские школьные

специально оборудованные помещения для обучения учащихся обработке материалов ручными инструментами и на станках, монтажным, электросборочным и др. видам работ. В школьных мастерских нередко организуются практические занятия по спец. факультативным курсам, они служат базой для проведения внеклассной работы — занятий различных технических кружков.

Обычно в спец. школах создаются три-четыре уч. М.— по обработке древесины (столярная), по обработке металла (слесарная), швейная и картонажная. На базе этих М. уч-ся осваивают различные профессии. Так, напр., в слесарных М. спец. школ подготавливаются слесари-инструментальщики, слесари-монтажники, токари и др.

Каждая школьная мастерская состоит из двух помещений; основного (85—90 м-) и вспомогательного (25—30 м1) с механическим оборудованием и 10—12 рабочими местами (для обработки древисины, металла и др. материалов).

Школьные мастерские располагаются, как правило, на первом этаже в сухих помещениях с деревянным полом. Сюда подводится силовая сеть для станочного оборудования. Недалеко от М. располагается санузел с умывальником.

В помещении М.-ш. устанавливаются вытяжные вентиляторы с двигателями мощностью 0,2—0,4 вт, вентиляция может производиться и с помощью форточек или фрамуг. Температура в М.-ш. должна быть около 16°.

Рабочее место учителя оборудуется на возвышении (высота 20 см; размер возвышения 300x150 см) недалеко от входа.

Рабочие места уч-ся располагаются так, чтобы свет падал слева.

Хорошее освещение обеспечивается в том случае, когда площадь застекленной поверхности окна равна примерно 1/4 площади пола. При одностороннем размещении окон противоположная стена не должна быть удалена от окон на расстояние, превышающее две высоты помещения. Искусственное освещение в мастерских должно быть не менее 300 лк на рабочем месте, а в школах для детей с нарушениями зрения — не менее 500 лк на рабочем месте. Желательно использовать холодные источники света — люминесцентное освещение (лампы типа ЛБ).

Для повышения суммарного коэффициента освещенности необходимо учитывать основные принципы светового оформления: стены, станки, мебель и др. предметы не следует окрашивать в резко контрастные цвета. Из этих же соображений наглядные пособия, чертежи, схемы, мебель и др. вспомогательное оборудование размещаются у стен, позади рабочих мест.

Правильное освещение в мастерских имеет большое значение в спец. школах в связи с тем, что у некоторой категории уч-ся (глухих, слабослышащих) основная нагрузка во время работы ложится на зрение. Особое внимание следует уделять вопросам правильной освещенности школьных мастерских в спец. школах для слепых и слабовидящих детей, т. к. с этим связана охрана остаточного зрения у уч-ся с недостатками зрения.

Оборудование в М. ш. располагают симметрично, чтобы уч-ся легче ориентировались. Расстояние между рабочими местами (верстаками) должно быть не менее 80 см; а между рядами в проходе — не менее 10 см.

При трудовом обучении в спец. школах используются разнообразные технические средства в зависимости от характера дефекта и уровня развития аномальных детей. В школах слабовидящих применяются различные средства оптической коррекции при пользовании измерительными инструментами. В школах слепых и глухих используются разные виды технического освещения, позволяющего заменить визуальный самоконтроль рабочих движений кинестетическим.

Применяются спец. приспособления, позволяющие выполнять различные производственные операции не отходя от рабочего места, расчленять производственный процесс на простейшие элементы.

Особое внимание при организации М. ш. уделяется специальной сигнализации, доступной для восприятия уч-ся,— так, в школах для детей с недостатками слуха устанавливается световая, а в школах для детей с недостатками зрения — звуковая сигнализация.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: