отрасль спец. педагогики, в задачу которой входит изучение недостатков речи, разработка принципов и методов их предупреждения и преодоления.
Нарушения речи могут затрагивать различные компоненты речевой деятельности. Одни из них касаются только произношения и выражаются в нарушениях внятности без каких-либо сопутствующих явлений ; другие проявляются не только в дефектах произношения, но и в нарушениях чтения и письма. Существуют нарушения, охватывающие как фонетическую, так и лексико-грамматическую систему. Часто недостатки речи касаются ее темпа и плавности.
Индивидуальные особенности речи, которые не сказываются на ее внятности и не препятствуют общению, а также недостатки речи, связанные с возрастными особенностями ее формирования, не являются объектом изучения Л. До определенного возраста неправильное произношение, ограниченный запас слов, не оформленное грамматически предложение сопровождают процесс нормального овладения речью. Лишь с определенного возраста то или иное затруднение в речи ребенка может рассматриваться как ее нарушение.
Нарушения речи нередко препятствуют успешному развитию познавательной деятельности детей, неблагоприятно влияют на формирование их психики. У них появляются такие черты, как замкнутость, неуверенность в себе, негативизм и др. Преодоление нарушений речи осуществляется педагогическими методами, часто во взаимодействии с врачебными мероприятиями. Примером может служить хирургическое вмешательство при деформациях артикуляционного аппарата. Однако устранение неблагоприятных условий звукообразования само по себе обычно не обеспечивает преодоления дефектов речи, возникающих в связи с анатомическими особенностями артикуляционного аппарата. Исправление речи в этих случаях достигается последующей логопедической работой.
Содержание Л. па протяжении ее развития не оставалось неизменным. Оно перестраивалось вместе с накоплением знаний о природе нарушений речевой деятельности, об их структуре и механизмах. Изменился предмет Л., ее объем и задачи, а также подход к преодолению нарушений речи. У истоков Л. изучение речевых нарушений не было связано с разработкой педагогических вопросов. Речь представлялась как совокупность систематизированных артикуляционных движений, продуцирующих звуки.
Содержание Л. развивалось в направлении разработки приемов коррекции устной речи, исправления произношения и речевого дыхания. Положительным результатом этого периода явилось накопление технических приемов коррекции недостатков речи, но Л. того времени упрощенно подходила к рассмотрению и устранению нарушений речи. Она сводила дело к узкотренировочным упражнениям, которые проводились наравне с др. лечебными процедурами.
Иное содержание Л. приобрела в последние десятилетия в связи с научно обоснованным подходом к раскрытию закономерностей развития речевой деятельности. Исследования советских логопедов раскрыли механизмы взаимодействия между нарушениями слухового восприятия и речедвигательной функции, между произносительной деятельностью и фонемообразованием, между нарушениями устной и письменной речи. Вскрыта взаимозависимость нарушений звуковой и смысловой стороны речи. Тем самым выявлено сложное и многообразное содержание психических процессов, участвующих в формирова-нии речевой деятельности. Значительно расширился круг вопросов, исследуемых Л. В настоящее время к ним относят дефекты не только устной, но и письменной речи. Советская Л. уделяет большое внимание влиянию нарушений речи на усвоение уч-ся языка и находит эффективные пути предупреждения и преодоления неуспеваемости школьников.
Большое место в Л. занял вопрос о педагогических путях предупреждения речевых нарушений, благодаря чему широкое развитие получила дошкольная Л.
Очень важна медицинская помощь детям, страдающим нарушениями речи, применение соответствующих лечебных мероприятий. Этим занимаются врачи-специалисты (психоневрологи, оториноларингологи, стоматологи и др.) совместно с логопедами.
Научно-исследовательская работа по Л. в СССР ведется в Научно-исследовательском ни-те дефектологии АПН СССР (Москва), на дефектологических факультетах педагогических ин-тов (Москва, Ленинград, Киев), вИн-те психиатрии Министерства здравоохранения СССР, в отделе патологии речи Ин-та неврологии АМН СССР, в ин-тах оториноларингологии Министерства здравоохранения РСФСР (Москва, Ленинград).
Логопедическая помощь оказывается в учреждениях министерств просвещения и министерств здравоохранения и логопедических пунктах при массовых школах, в детских садах для детей с расстройствами речи, в спец. школах для детей с нарушениями речи, в логопедических и сурдологопедических кабинетах поликлиник, в психоневрологических диспансерах, в логопедических отделениях больниц.
Подготовка учителей-логопедов производится на дефектологических факультетах педагогических ин-тов.