форма организации уч. процесса по предупреждению и преодолению различных видов нарушения речи у детей и взрослых.
Задача Л. з.— коррекционно-вос-питательное воздействие на речь и личность учащихся в процессе обучения.
Л. з. проводятся учителями-логопедами в спец. логопедических учреждениях. Способ проведения занятий преимущественно групповой. Лишь в отдельных случаях, когда уч-ся по тем или иным причинам не может быть включен в группу, занятия с ним проводятся индивидуально.
Состав группы комплектуется в зависимости от характера нарушения речи, учитывается также возраст и уровень общеобразовательной подготовки.
Учащиеся посещают Л. з. два-три раза в неделю в свободное от учения или работы время. Длительность каждого группового занятия — 45мин., индивидуального — 15—20 мин.
Занятия ведутся по педагогическим системам и методам, разработанным в логопедии с учетом структуры речевого дефекта — его природы и проявлений. Основным критерием отбора детей для Л. з. является тяжесть речевого недостатка. В первую очередь принимаются дети, у которых недостатки речи могут препятствовать общению с окружающими и обучению.