Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Литература в специальной школе

уч. предмет, содержанием которого является изучение предусмотренных программой литературных произведений, основ теории и истории Л., жизненного и творческого пути крупнейших русских, советских и зарубежных писателей.

В системе педагогической работы спец. школ изучение Л. имеет огромное образовательное и воспитательное значение, способствует формированию у уч-ся коммунистического мировоззрения и помогает воспитывать их в духе коммунистической морали. Связь литературных произведении с определенной исторической эпохой способствует познанию жизни в ее прошлом и настоящем, дает возможность сравнить и сделать вывод о тех исключительных условиях, которые обеспечены в нашей стране для роста материального благополучия и культурного развития трудящихся. Знакомство с образами литературных героев, анализ их характеров, поступков, мотивов поведения способствуют выработке навыков поведения в коллективе, формированию нравственных понятий.

Чтение и разбор литературных произведений помогают, в известной мере, компенсировать недостатки в развитии личности аномальных детей, обусловленные отсутствием или частичным нарушением зрения, слуха, речи.Высокий нравственный подвиг писателя-коммуниста Н. Островского, образы многих литературных героев, являющих собой пример мужества и стойкости в борьбе за преодоление своего недуга, за право снова стать полезным людям (А. Мере-сьев в «Повести о настоящем человеке» Б.Н. Полевого), примеры высокой нравственной силы, смелости, сохранения человеческого достоинства, способствуют преодолению чувства неполноценности, которое наблюдается у некоторых детей и особенно у молодежи при физических недостатках.

Чтение описаний природы развивает наглядно-образное мышление аномальных детей, помогает понимать красоту природы, а слепым, слабовидящим и слепоглухим детям — создавать представление о ней. Выразительное чтение вслух учителя, прослушивание пластинок и магнитофонных записей чтений литературных произведений мастерами художественного слова способствуют эстетическому воспитанию слепых и слабовидящих уч-ся и детей, страдающих речевыми расстройствами, развивают навыкч самостоятельного выразительного чтения. Изучение языка литературных произведений, художественных приемов изображения действительности воспитывает эстетически и развивает речь уч-ся.

Занятия по Л. в спец. школах ведутся по программе и учебникам массовой школы (для школ слепых учебники печатаются рельефным шрифтом, для школ слабовидящих — укрупненным). Материал программы массовой 8-летней школы с распределением его по годам обучения изучается в школах для слабослышащих и позднооглохших I отд. в VI—X классах, II отд.—VIII—XII классах; в школах для детей с нарушениями речи I отд.— в VI — 1Хклас-сах, II отд.— в VII—XII классах. Материал программы по Л. массовой средней школы (IX —X классов) уч-ся школ слабослышащих изучают в спец. школах повышенноготипа; уч-ся школ глухих— в спец. вечерних (сменных) общеобразовательных школах взрослых или в заочных; уч-ся школ с нарушениями речи — в массовых вечерних (сменных) общеобразовательных школах взрослых или в заочных.

В школах для слепых и слабовидящих материал программы по Л. изучается в те же сроки, что и в массовой школе: в VI — IX классах школ слепых и в V — VIII классах школ слабовидящих за 8-летнюю массовую школу, в X — XI классах школ слепых ив IX — X классах школ слабовидящих — з-а среднюю 10-летнюю массовую школу. Во вспомогательной школе Л. не преподается.

Изучение литературных произведений на уроках в школах для слепых, слабовидящих, слабослышащих детей (I отд.) и детей, страдающих речевыми нарушениями, ведется почти аналогично тому, как в массовой школе. Вначале учитель проводит подготовительную работу в форме рассказа или беседы (если у уч-ся уже имеются некоторые сведения) о.жизни писателя, об исторических условиях, быте и среде, о героях произведения; в этих школах (кроме школ для слепых) рассказ учителя или беседа сопровождаются рассматриванием картин, просмотром диапозитивов и кинофильмов (в школе для слепых демонстрируются картины с рельефным изображением). В тех случаях, когда в произведении встречаются незнакомые для уч-ся слова и обороты речи, учитель разъясняет уч-ся их значение.

Затем учитель или специально подготовленный ученик выразительно читает вслух литературное произведение или часть его, что создает условия для непосредственного эмоционального и эстетического восприятия произведения всеми уч-ся. Если произведение сложно по содержанию, насыщено художественными образами, выразительное чтение сопровождается комментариями учителя.

В дальнейшем путем беседы выясняется общее понимание уч-ся содержания произведения и проводится подробный разбор его сюжета, характеров героев, основной идеи, композиционных и языковых средств. В связи с разбором сюжетных эпических произведений проводится работа по развитию речи: устный, письменный пересказ содержания, составление плана, характеристик действующих лиц и т. п.

В школах для глухих, слабослышащих (II отд.) и слепо-глухих работа над литературным произведением отличается более подробным разбором значения новых слов и оборотов речи; вступительный рассказ учителя или беседа содержат разъяснение трудных по смыслу отрывков, а иногда и основного содержания всего произведения. Большое внимание (за исключением школы для слепоглухих) уделяется использованию наглядных средств (картин, диапозитивов, кинофильмов, телевизионных передач), иллюстрирующих содержание произведения. Выразительное чтение произведения вслух учителем и уч-ся хотя и практикуется (за исключением школ для слепоглухих), однако роль его в раскрытии содержания произведения снижена; требования к выразительному чтению произведения уч-ся ограничены. Чтение произведения вслух учителем или учеником обычно сопровождается параллельным чтением про себя остальными уч-ся класса. Практикуется также громкое коллективное чтение произведения уч-ся, сопровождаемое комментариями учителя, или индивидуальное чтение произведения уч-ся про себя; при этом учитель разъясняет непонятные слова и обороты речи отдельным ученикам. Индивидуальное тихое чтение уч-ся всего произведения или части его на одном уроке можно проводить также с несколькими перерывами, во время которых учитель разъясняет ученикам то, что оказалось для них непонятным в процессе самостоятельного чтения, или проверяет понимание прочитанного уч-ся.

Заключительный подробный разбор произведения и работа по развитию речи в связи с изучением Л, особых отличий не имеют.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: