Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Личность

человек как общественный индивидуум. Л. есть результат общественных отношений — отношений к труду, учению, к общественным обязанностям, к людям, к себе, своему месту в обществе, к коллективу, коллективной собственности, т. е. ко всему, что строится на основе взаимоотношений с др. людьми, с обществом. Л. формируется в процессе активной деятельности, во взаимодействии с коллективом.

Для Л. советского человека характерно подчинение своих интересов общественным, наличие широких социальных мотивов деятельности, разносторонние интересы и идеалы наряду с ярко выраженной трудовой направленностью, содействующей скорейшему построению коммунистического общества. Коммунистические черты личности формируются в процессе коммунистического отношения к окружающим и к своим обязанностям и во все большем подчинении личных мотивов социальным.

Все эти черты Л. воспитываются и у аномальных детей. Однако Л. аномальных детей формируется в условиях своеобразного развития вследствие физического, сенсорного или интеллектуального дефекта, что первоначально сказывается и на характере отношений ребенка к себе, к людям, на понимании своих обязанностей, своего будущего и т. д.

Спец. школы, занимающиеся обучением и воспитанием аномальных детей, так же как и массовые, призваны уделять большое внимание всестороннему развитию Л. уч-ся на основе соединения обучения с производительным трудом.

Трудовое воспитание — составная часть общего процесса коммунистического воспитания уч-ся. Однако наряду с общими задачами, стоящими перед массовой и спец. школами, спец. школы имеют еще свои специфические задачи, связанные с компенсацией дефектов и коррекцией недостатков психического развития аномальных школьников.

Отклонения в развитии Л. аномальных детей в зависимости от дефекта выражаются по-разному: либо в недостаточно конкретном понимании идеалов и мотивов деятельности, в ограниченности знаний о требованиях коллектива при достаточном практическом умении их выполнять, либо в неумении соотнести свои намерения, желания, поступки с общими целями, задачами, требованиями. Наблюдается также некоторая изолированность аномального ребенка от детского коллектива. У одних аномальных детей выявляются высокомерие, переоценка своих сил, возможностей, умений и своего места в коллективе, у других — излишняя робость, застенчивость, недооценка своих сил. Нередко встречается недостаточная критичность в оценке своих и чужих поступков, а также легкая подчи-няемость чужому влиянию.

Эти особенности зависят от недостатка общения, контакта с людьми, обусловленного выключением в раннем возрасте того или иного анализатора, первичным или вторичным недоразвитием речи, мышления, а затем недостатками воспитания, не обеспечивающего компенсацию этих дефектов. Такие черты могут быть следствием неправильного отношения окружающих людей и самого ребенка к дефекту, неправильного педагогического подхода — изнеживающего, излишне щадящего, несоразмерно снисходительного или недостаточно чуткого отношения и недооценки возможностей ребенка.

В формировании Л. аномального ребенка первостепенную роль играет правильная организация его жизни, труда, физического и умственного развития и воспитание веры в реальные достижения в деятельности аномального ребенка, соразмерные его растущим возможностям. Поэтому необходимо систематически приучать ребенка выполнять посильные обязанности нарастающей сложности, развивать у него социальные мотивы деятельности. Для развития Л. аномальных детей важно умело организовать детский коллектив, постепенно расширяя его общение с нормальными сверстниками и взрослыми. Требования, предъявляемые к коллективу и его членам, должны постоянно возрастать (с учетом возможностей каждого типа аномальных детей и каждого ребенка) и сочетаться с последовательным воспитанием сознания хорошо выполненного долга.

Соединение обучения с производительным трудом в спец. школах способствует ослаблению или преодолению недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевых проявлений аномальных школьников, повышению качеств усвоения знаний уч-ся, развитию у них положительных свойств Л.

В процессе выполнения трудовых действий уч-ся приходится определять и разные качества и свойства материала, производить операции измерения, взвешивания. Все эти действия и операции способствуют закреплению определенных знаний и сведений, формированию практических, необходимых в жизни навыков и умений, оказывая тем самым большое влияние на развитие Л. уч-ся. Выполняя трудовые действия, школьники убеждаются в важности сообщаемых на уроках знаний по арифметике, геометрии, естествознанию и т. д.

Это приводит к изменению их отношения к теоретическим знаниям, что имеет большое воспитательное значение. В результате соединения обуче-' ния с производительным трудом Л. аномального школьника претерпевает значительные изменения. Под влиянием труда у аномальных школьников формируются такие черты, как коллективизм, трудолюбие, дисциплинированность, настойчивость, самостоятельность И Др.

Как показывают наблюдения и спец. психологические исследования, осознание полезности своей работы побуждает аномального школьника к активной деятельности. Уч-ся спец. школ испытывают большую радость, когда их труд получает общественное признание, это вызывает у них желание упорно и добросовестно трудиться. Самостоятельное изготовление вещи, представляющей ценность для окружающих,— игрушки, поделки, хозяйственного предмета — воодушевляет аномального школьника. Это имеет исключительно важное значение для всестороннего развития личности уч-ся спец. школ.

Аномальный ребенок может не принимать социальных требований или же выполнять их без внутреннего побуждения, подражая или подчиняясь взрослому. Такое выполнение требований, не ставших потребностью самого ребенка, не содействует развитию его Л. Процесс воспитания аномального ребенка, организация его жизни, развитие его возможностей, активизация самостоятельной деятельности и воспитание общественных интересов подготавливают ребенка к принятию социальных требований. Развитие коллективных отношений содействует тому, что эти требования принимает весь коллектив детей, а через коллектив — и каждый член коллектива.

Создание внутренней позиции каждого ребенка в коллективе, наглядный показ, а затем и раскрытие смысла требований коллектива, которое достигается применением различных методов воспитания аномальных детей, а также практика претворения этих требований в жизнь делают их внутренней потребностью аномального ребенка, качествами его Л. Все это содействует компенсации и коррекции отклонений, которые наблюдаются у детей с различными аномалиями, и служит основой правильного формирования их Л.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: