Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Леворукость

врожденное или вынужденное пользование левой рукой. Человек, которому свойственна врожденная Л., называется левшой.

Врожденная Л. может быть наследственной или возникнуть в период внутриутробного развития (Л. наблюдается, напр., у одного из однояйцевых близнецов). Кроме явной Л., бывает скрытая Л. Лица с такой Л. приучены с детства пользоваться правой рукой (есть, писать, работать), но при непривычных действиях или в состоянии аффекта они пользуются левой. Существует много морфологических и функциональных признаков скрытой Л. К первым относятся: большая величина левой руки, большее развитие вен на тыльной стороне левой кисти, большая ширина ногтя левого мизинца, лучшее развитие мимической мускулатуры слева и др. Функциональные признаки скрытой Л.: у левшей при сжимании кистей с переплетенными пальцами большой палец левой руки оказывается сверху, при аплодировании активнее действует левая рука и др.

Наблюдаемые симптомы стертой или скрытой Л. имеют большое значение для диагностики некоторых заболеваний. Наличие стертых признаков Л. у больного, а также многих случаев Л. в роду больного может иметь существенное значение для оценки симптомов, вызываемых очаговыми поражениями мозга. Оба полушария головного мозга при всей морфологической симметричности не являются функционально равноценными: левое полушарие у правшей преимущественно связано с речевыми функциями и является в этом отношении доминантным (ведущим), в то время как правое полушарие не несет столь важных функций и может быть обозначено как субдоминантное (подчиненное). При абсолютной доминантности левого полушария грубые поражения основных речевых зон вызывают афазические нарушения речи. В тех случаях, когда и правша обнаруживает стертые признаки Л. или имеются случаи Л. в роду, распределение доминантности полушарий меняется: левое полушарие теряет ту доминантность, которую можно было ожидать, и патологический процесс в нем может не вызывать обычных в таких случаях речевых расстройств, и, наоборот, поражение «субдоминантного» правого полушария иногда ведет к возникновению речевых дефектов, свойственных поражению левого полушария. Таким образом, наличие скрытой Л. иногда приводит к перестройке соотношения между полушариями.

При обнаружении у ребенка Л. не следует его насильно заставлять пользоваться преимущественно правой рукой, т. к. это может привести к нарушению плавности речи, к заиканию, невротическому состоянию и др. нарушениям. Однако следует все же развивать обе руки, привлекая правую руку к пользованию в разных видах деятельности. Работу по развитию правой руки надо начинать в возможно более раннем возрасте. Вначале применяются упражнения, в которых правая рука вовлекается в совместные с левой действия (напр., взятие игрушки) и развиваются зрительно-двигательные координации. Затем переходят к упражнениям для одной правой руки. Эти упражнения способствуют развитию функций правой руки.

Вынужденная Л. обусловливается повреждением или заболеванием правой руки, влекущим за собой невозможность пользоваться ею.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: