Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Кожный анализатор

один из основных контактных анализаторов, осуществляющих восприятие, анализ и синтез раздражений, действующих на поверхность кожи и некоторых слизистых оболочек (полость рта, носа и т. д.).

Периферический отдел К. а. представлен окончаниями (рецепторами) чувствительных нервов, участвующих в восприятии температурных, тактильных и болевых воздействий внешней среды.

Отдельное нервное волокно может иннервировать один рецептор или группу рецепторов и образовать рецептивное поле. В зависимости от того, какое количество рецепторов иннерви-руется одним волокном и каково расположение иннервируемых рецепторов в коже, рецептивное поле может быть различной величины. Для ладонной поверхности рук, особенно для пальцев, характерны рецептивные поля размером в 2 мм, для кончика носа — 6—8 мм, для предплечья и плеча — 20—40 мм, для груди и спины — 60— 80 мм. Два раздражения, одновременно приложенные к коже в границе рецептивного поля, воспринимаются как одно.

В корковом конце К. а. существует отчетливо выраженная локализация для различных рецептивных полей кожи. В верхней части постцентральной извилины коры головного мозга представлена чувствительность ноги, в средней части — рук и туловища, в нижней — лица и головы.

Тонкость анализа кожных раздражений зависит от площади, на которую проецируется тот или иной участок кожной поверхности. Особенно велика проекция в коре рецепторных полей кисти рук, губ, языка и лица.

Раздражение электрическим током области коры, занимаемой К. а., вызывает различные тактильные и температурные ощущения; чувства боли при этом вызвать не удается. По-видимому, болевая чувствительность не имеет спец. локализации в коре головного мозга.

К. а. играет огромную роль в познании окружающего мира у аномальных детей. Развитие тактильных ощущений может компенсировать дефекты в работе зрительного и слухового анализаторов. Эти ощущения позволяют слепым воспринимать большинство свойств предметов, доступных зрению: форму, размеры и др. Чтение и письмо слепых осуществляется с помощью рельефного шрифта, воспринимаемого посредством К. а. Вибрационные ощущения имеют особое значение при обучении звуковой речи глухонемых и слепоглухонемых. Прикладывая руки к гортани и груди, глухие воспринимают вибрации от звуков, что помогает контролю за произношением при сравнении вибрации у себя и у педагога. Развитие вибрационной чувствительности у глухих дает возможность воспринимать ритмические сотрясения и тем самым «слышать» музыку.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: