Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Косноязычие

неправильное произношение звуков речи, выражающееся в их искажении или замене. В одних случаях К. — одно из проявлений общего недоразвития речи (напр., при алалии, тугоухости, в других оно представляет собой самостоятельный вид речевого нарушения. Различают К. функционального и органического происхождения.

Примером функционального К. может служить неправильное произношение, возникающее при нормальном слухе и речевом аппарате в результате недостаточного внимания родителей, педагогов к формированию фонетической стороны речи ребенка. Нередки случаи, когда функциональное К. обусловлено подражанием детей речи родителей, старших братьев и сестер, если она фонетически неполноценна.

В качестве примеров органического К. можно указать расстройство произношения, вызванное аномалиями в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка,нёба) или нарушением иннервации речевых органов в результате поражения центральной нервной системы при псевдобульбарном параличе —¦ пример органического К. Органическое К. первого типа называют механической дислалией, а второго — дизартрией.

В зависимости от того, распространяется К. на небольшое число звуков или охватывает значительную их группу, следует различать частичное и общее косноязычие. Если К. охватывает однородные по артикуляции звуки (напр., шипящие), то говорят о мономорфном К., если же оно распространяется на разнородные звуки (напр., шипящие, р, л), то говорят о полиморфном К. Наконец, в зависимости от того, обусловлено К. по преимуществу нарушением функции речевого или слухового аппарата, принято различать К. моторного и сенсорного происхождения. Искаженное воспроизведение в речи тех или иных звуков обозначается терминами, производными от названия букв греческого алфавита, соответствующих этим звукам. Дефекты произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, звука р — ротацизмом, звука л — ламбдациз-м о м, звука к — каппацизмом, звука г —гаммацизмом, звука х — хитизмом, звука й—йотацйз мом. Если К. выражается не в искажении указанных звуков, а в их замене др. звуками (напр., в замене р звуком л), то к названию дефекта прибавляется приставка пара- (парарота-цизм, парасигматизм и т.п.).

Искажение звука представляет собой антропофонический дефект, а замена его др. звуком—фонологический дефект.

Наиболее распространенные виды К.— дефекты произношения свистящих и шипящих звуков, а также звуков р и л. Как разновидность речевой патологии К. следует отличать от недостатков произношения звуков, наблюдаемых у детей в процессе становления речи и обозначаемых иногда термином «физиологическое косноязычие». Такие недостатки носят в большинстве случаев временный характер и по мере усвоения ребенком фонетической системы языка обычно полностью исчезают уже к 4—5 годам. Сюда относятся, напр., замена р — звуком л («лука» вместо рука), ш — звуком с («сапка» — вместо шапка) и т. п. Если К. часто оказывается следствием общего недоразвития речи, то оно, в свою очередь, может оказать серьезное тормозящее влияние на ход речевого развития, в особенности на формирование у ребенка фонематического слуха. Это особенно-касается дефектов фонологического характера, которые наряду с несформированно-стью фонематического слуха могут затруднять различение слов и грамматических форм, а в дальнейшем — овладение навыками чтения и письма.

У детей раннего возраста развитие речи происходит наиболее интенсивно, поэтому правильное воспитание речи в этом возрасте предупреждает К. Очень важно, чтобы ребенок ясельного, дошкольного и младшего школьного возраста развивался в обстановке нормального речевого окружения. Речь родителей и воспитателей должна быть ясной и четкой, т. к. для ребенка она является образцом, по которому дети учатся говорить.

Для преодоления косноязычия проводятся спец. логопедические занятия. Лишь в некоторых случаях необходимо медицинское воздействие — применение лекарственных, физиотерапевтических средств (при поражениях центральной нервной системы), а также операции (при нёбных щелях, короткой подъязычной связке и т. п.), регуляции и протезирования (при нарушениях зубо-челюстной системы). К хирургическому вмешательству прибегают сравнительно редко, т. к. благодаря большим приспособительным возможностям речевого аппарата даже значительные его анатомические аномалии обычно не препятствуют преодолению К. с помощью рациональных логопедических занятий.

Логопедические занятия состоят в постановке соответственных звуков и их автоматизации (закреплении) в речи. При исправлении фонологических дефектов особо важное значение имеют устные и письменные упражнения, направленные на дифференциацию смешиваемых звуков и соответствующих им букв.

Косноязычного ребенка следует направить к логопеду. Лучше всего исправлять произношение звуков в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте, когда ребенок уже может выполнить требование логопеда и в то же время дефектное произношение звуков еще недостаточно закрепилось. Логопедические занятия в подавляющем большинстве случаев дают положительный результат. Однако, чем старше возраст косноязычного, тем труднее преодолевать старые навыки и воспитывать новые. Исправлением К. занимаются логопеды школьных логопедических пунктов, логопедических кабинетов при больницах, поликлиниках, психоневрологических диспансерах.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: